Юм: рациональная вера

Дэвид Юм был выдающимся представителем британского эмпиризма. Он отказывался принимать знания о чем-либо как данность и пришел к тому, что подвергал сомнению даже ключевые естественные феномены.

Шотландец Юм двигался в том же направлении, что и его английские предшественники эмпирики Локк и Беркли. Нет такого явления, как врожденное знание, данное нам до рождения: все, что мы можем узнать, мы познаем благодаря опыту. Затем Юм двинулся дальше по пути гносеологического скептицизма и заявил, что даже самые примитивные концепции нашего места в этом мире не были ни истинными, ни ложными.

Юм
Юм был ранней пташкой — исследования истины он начал в возрасте 18 лет, а работу над своим знаменитым философским учением он закончил, когда ему еще не было 30

Две истины

Для начала Юм разделил идеи на две группы. Мысль может быть «впечатлением», прямым восприятием мира при помощи чувств или эмоциональным ответом на него. Если же мысль не является впечатлением, значит, это «идея»: в терминологии Юма идея состояла из многих впечатлений, размышлений о пережитом опыте, которые мы воплощали в концепции романа или фантазии. Разделив таким образом виды деятельности нашего сознания, Юм указал, что наши идеи далеко не всегда основаны на наших впечатлениях. Эту мысль он объяснял при помощи приема дихотомии, ныне известного как «Вилка Юма» (см. изображение). Высказывания могут быть либо утвердительными, либо предположительными.

Лучшими образцами утвердительных высказываний, и на самом деле единственными, которые Юм считал абсолютно заслуживающими доверия, были математические равенства: 3 + 1 = 4, 4 — 2 = 2 и т. д. Истинность такого рода утверждений очевидна с первого взгляда, без дополнительных экспериментов или иной проверки достоверности. Другими словами, эта истинность a priori (до поверки опытом).

Второй тип утверждения — вероятностный: чтобы наполнить бочку, хватит 400 яблок. Узнать, так это или нет, невозможно до тех пор, пока вы не положите в бочку 400 яблок. И, разумеется, количество в 400 яблок не будет окончательным для каждой бочки — в некоторые можно положить больше, в некоторые меньше. Тем не менее, как только достоверность этой гипотезы была подтверждена a posteriori — в результате проведенного опыта, ее можно считать столь же истинной, как и 2 + 2 = 4.

Вилка юмора

Дэвид Юм разделял истины на две группы, используя систему, которая сегодня известна как «Вилка Юма»: утвердительные высказывания являются истинными a priori — вам не требуется проводить исследование, чтобы доказать истину, но, в конце концов, они говорят вам о самых банальных фактах. Вероятностные истины нуждаются в проверке a posteriori — при помощи чувственного опыта — и они далеко не всегда сохраняют свою истинность. Но, если утверждение не попадает ни в одну из этих групп, оно точно не может быть признано истинным.

Вилка юмора

Ни то, ни другое

Однако затем Юм указал, что многие наши утверждения, касающиеся устройства мира, не относятся ни к одной из этих категорий. «Солнце встает по утрам» — отличный тому пример. Это не утвердительное высказывание, потому что в солнце нет ничего такого, что гарантировало бы непременный восход по утрам и было бы определяющим признаком солнца — оно не перестанет быть солнцем, если не появится утром на небосклоне. Однако солнце восходит каждое утро: так происходит каждый день в течение вашей жизни — и в течение жизни Юма тоже. Но это не значит, что восход солнца относится к высказываниям вероятностным только потому, что мы наблюдаем за его подъемом и видим доказательство тому собственными глазами.

Солнце
Солнце всегда встает по утрам. однако Юм доказывал, что это не так, — ведь однажды оно может и не взойти. нельзя полагаться как на факт даже на такие природные закономерности, как восход солнца, полагал Юм.

Неизбежная ошибка, которую мы совершаем, заключается в том, что мы настолько привыкли к смене дня и ночи и другим природным явлениям, что мы исходим из того, что они будут продолжаться. Мы приходим к выводу, что, раз солнце взошло этим утром, оно непременно появится и следующим, но мы никогда не можем быть в этом уверенными.

Юм распространяет действие концепции неуверенности на причинно-следственные связи. Представление о том, что игра на барабанах — причина появления звуков, не может быть сочтено утвердительным, так как нет ни одной логической предпосылки, позволяющей думать, что у появления звука нет других причин. И мы не можем проверить звуки, которые издает каждый барабан, чтобы исследовать их эмпирическим путем. Поэтому для выстраивания причинно-следственных связей нет рациональной основы, есть только наш человеческий «обычай» обращения к привычным моделям для понимания природы.

Шотландское просвещение

Дэвид Юм стал ведущей фигурой в том движении, которое сегодня известно как шотландское Просвещение. Шотландия XVIII века была страной образованных людей, три четверти населения умело читать и писать — многим другим странам до Шотландии было очень далеко. Как следствие, шотландские мыслители этого времени оказали фундаментальное влияние на развитие науки и философии. Среди них были Адам Смит — основатель экономики, Джозеф Блэк — химик, исследовавший природу тепла, и Джеймс Геттон — геолог, разработавший концепцию униформитарианизма, которая исходила из того, что геологические образования, лежащие в более глубоких пластах, старше, чем те, что лежат у поверхности. Одна из его диаграмм приведена ниже. Концепция Геттона привела к переосмыслению возраста Земли и стала одним из двигателей теории эволюции.

>Шотландское просвещение



Поделиться ссылкой