Зло как выбор

По мере того как тускнела власть Греции и Рима, усиливалось влияние церкви. В центре всего, включая философию, появился Господь.

К IV веку до н. э. основы христианства в том виде, в котором оно нам известно сегодня, были уже сформированы. Интересы философии устремились к познанию природы Бога, и один из ведущих мыслителей ранней Церкви взялся за самую сложную проблему в этой области. Блаженный Августин, епископ Гиппонский (город Гиппон был расположен на территории современного Алжира), был занят исследованием природы греха, пытаясь понять, почему люди обращаются ко злу. Если Бог всеблаг, почему он прежде всего создал зло? А если он всемогущественен, почему он не использует свою власть, чтобы навсегда искоренить зло — в буквальном смысле.

Работа Августина, повлиявшая на развитие теологической мысли Европы
Работа Августина, повлиявшая на развитие теологической мысли Европы, — «о граде Божием». эта миниатюра из средневековой рукописи изображает сцену Страшного суда, на котором Бог отделяет грешников от праведников.

Отсутствие добра

Ответ, к которому пришел Августин, содержал крайне важное утверждение. Августин пришел к выводу, что зло — это отсутствие добра, а не его противоположность. С тех пор эта идея неоднократно становилась предметом изучения западной философской мысли. Злодеями становятся те, кто отказывается от пути, предустановленного Богом.

Некоторые христиане верят, что дьявол существует и это сверхъестественное создание, сосредоточенное на том, чтобы совратить людей с пути истинного, другие полагают, что дьявол — всего лишь антропоморфная персонификация наклонности человеческого рода ко злу. С какой стороны ни смотри, но Бог все же является самым могущественным, и зло существует только потому, что он это позволяет.

Августин полагал, что зло существует, так как Бог не просто создал людей, но дал им возможность выбора, и поэтому мы по определению свободны в своем принятии Бога или отказе от него и в выборе добра или зла. Библия учит, что Адам сам избрал путь греха и так положил начало мрачной истории всего человечества.

Манихейство

Августин пришел к закату своей жизни христианским епископом, а после смерти стал святым (все святые мертвы), но в начале своей взрослой жизни он был приверженцем секты манихеев. Последователи этого течения верили в учение его основателя персидского пророка Мани, который проповедовал в III веке н. э. В то время манихейство конкурировало с христианством, которое все еще было очень молодой религией, но сегодня это учение полностью исчезло. Манихеизм утверждает, что Бог и Дьявол — соперники, обладающие равными силами. Бог контролирует душу человека, а Сатана воздействует на него через тело, и весь мир — результат той постоянной борьбы, которую эта пара ведет за вечное господство.




Поделиться ссылкой