Золотое правило нравственности

«Золотое правило», простейшая формулировка которого содержится в пословице «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», является одним из наиболее распространенных моральных принципов. В той или иной форме это правило, взывающее к базовым этическим чувствам человека, отражено во всех религиозных традициях, да и мало кто из философов обходился без обращения к нему или, по крайней мере, упоминания о нем в контексте собственных теорий.

Привлекательность «золотого правила» объясняется отчасти его универсальностью. В зависимости от вкусов и потребностей его основными характеристиками могут считаться взаимность, универсальность и беспристрастность. Однако безыскусная простота его оборачивается и слабой стороной, превращая «золотое правило» в уязвимую цель для нападок скептиков и интеллектуалов, которые требуют конкретных рекомендаций или практической пользы от его соблюдения.

"Благородный муж помогает другим обрести опору там, где он обрел опору сам, и ведет людей туда, куда и сам стремится. Способность судить о других по себе — это и есть человечность" Конфуций, около 500 г. до н. э.

Не порите, да не поримы будете

 «Золотое правило» подразумевает последовательность, но даже эгоист может последовательно отстаивать собственные интересы и вполне последовательно рекомендовать остальным поступать точно так же. Люди получают удовольствие по-разному; не склонному к мазохизму большинству граждан следовало бы опасаться мазохиста, твердо придерживающегося «золотого правила». В то же время попытки изменить и уточнить правило подвергают риску его действенность. Можно попытаться определить контекст и обстоятельства, в которых должно действовать «золотое правило», но чем точней эти обстоятельства будут определены, тем менее универсальным оно станет, а ведь именно в универсальности кроется его сила.

"Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки"  Иисус, около 30 г.

Вместо того чтобы воспринимать «золотое правило» как своего рода моральную панацею, разумней и практичней считать его важной, даже необходимой составляющей нашего этического мышления и сопровождать его требованиями не только последовательности, но и честности. Необходимо мысленно ставить себя на место другого человека, демонстрируя уважение и понимание, на которое вы сами рассчитываете. Таким образом, «золотое правило» может стать лекарством от моральной близорукости, часто поражающей человека, когда затронуты его непосредственные интересы.

Категорический императив Канта

Великий немецкий философ Иммануил Кант утверждал, что «золотое правило» недостаточно строго, чтобы считаться всеобщим законом, хотя его отпечаток отчетливо виден в фундаментальном принципе — так называемом категорическом императиве, лежащем в основе этической системы Канта. Этику Канта можно рассматривать в качестве расширенной версии «золотого правила», распространяемого на любую разумную личность.

Иммануил Кант
У Канта золотое правило фигурирует под именем категорического императива . Он, с одной стороны, возвысил его до значения главного принципа поведения людей, а с другой, унизил, назвав его традиционные, общепринятые формулировки тривиальными и ограниченными.
"Кто добр к существам Божьим, тот добр к себе"  Мухаммед, около 630

Чтобы объяснить, что такое категорический императив, Кант для начала объясняет, чем он не является, сравнивая его с гипотетическим императивом. Например, я приказываю вам (императив): «Прекратите курить!» Подразумевается, что к этому императиву может быть подключена цепочка условий: «если хотите сохранить здоровье» или «если не хотите напрасно тратить деньги». Соответственно, если здоровье и деньги вас не волнуют, приказ этот не имеет для вас никакого значения и его можно проигнорировать. Категорический же императив не подразумевает никаких «если», ни явных, ни скрытых. «Не лги!» и «Не убивай!» не зависят от ваших целей, потребностей и желаний, и подчиняться им необходимо всегда и без всяких условий. Категорический императив, в отличие от гипотетического, представляет собой нерушимый закон морали.

С точки зрения Канта, в основе каждого действия лежит определяющее правило, или «максима». Такие максимы могут принимать форму категорического императива, но не являются при этом моральными законами, поскольку сами не проходят проверку высшим, общим категорическим императивом, проникнутым духом «золотого правила»:

Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

Иными словами, действие морально приемлемо, только если оно соответствует правилу, которое можно всегда и везде применять к себе и окружающим. Например, мы можем предложить максиму, согласно которой ложь приемлема. Но ложь возможна только при наличии (хотя бы в некоторой степени) правды; если бы все постоянно лгали, никто бы никому не верил, и потому было бы странно, неразумно и в некотором смысле самоубийственно желать превратить ложь во всеобщий закон. Требование универсальности, таким образом, логически исключает некоторые виды поведения.

"В золотом правиле Иисуса из Назарета мы читаем совершенный дух этики утилитаризма Дж. С. Милль," «Утилитаризм», 1863

Универсальность

Одним из наиболее влиятельных последователей философии «золотого правила» наших дней является английский исследователь Р. М. Хэар. Этическая теория Хэара (прескриптивизм), в основу которой положен кантианский тезис о предписывающем характере нравственных установок — нам указывают, что делать и как поступать, — утверждает, что смысл нравственных установок заключается именно в их практическом действии: утверждение, что убийство — дурной поступок, равносильно приказу «Не убий!». Отличительная черта этических суждений, по мнению Хэара, состоит как раз в их «универсальности»: выдвигая нравственные директивы, я, таким образом, обязываю всех (и себя в том числе) следовать им в соответствующих обстоятельствах. Короче говоря, я подчиняюсь «золотому правилу».

JFK и «золотое правило»

Один из наиболее ярких примеров использования «золотого правила» прозвучал в июне 1963 года в речи президента США Джона Ф. Кеннеди, обращенной к американскому народу. В те времена, когда проблема межрасовых отношений в США приобрела особую остроту и начались открытые демонстрации и даже беспорядки, Кеннеди со всей страстью обрушился на сегрегацию и дискриминацию по расовому признаку.

«Вопрос в том, будут ли предоставлены всем американцам равные права и возможности, будем ли мы обращаться со своими согражданами так же, как хотим, чтобы обращались с нами. Если американец не может пообедать в открытом для публики ресторане или отправить своих детей в лучшую государственную школу только из-за цвета кожи, если он не может голосовать за тех, кто будет представлять его интересы, если, коротко говоря, он не может наслаждаться полноценной свободной жизнью, которой мы все жаждем, тогда кому из нас захотелось бы поменять цвет кожи и оказаться на его месте?»

Конгресс, убежденный призывом Кеннеди к справедливости и (шесть месяцев спустя) потрясенный убийством президента, уже в 1964 году принял серию радикальных законодательных актов, впервые в истории США предоставивших гражданам столь широкие права.

Что проповедуешь, то и исповедуй

«Золотое правило» предполагает последовательность и обязательность для всех; лицемерное попирание его — неисполнение проповедуемых принципов — выглядит особенно отвратительно. Священник, нарушающий супружеские клятвы и одновременно проповедующий святость брачных уз; политик, берущий взятки и страстно выступающий против коррупции, — это примеры чудовищного противоречия: между провозглашаемыми принципами и реальными поступками, между важными идеями, которые защищают люди, и очевидным пренебрежением этими идеями.




Поделиться ссылкой