Давайте попробуем разобраться, кто же такие богатыри, витязи, а кто их враги. Когда мы читаем былины, понимаем, что Илья Муромец — положительный герой, а Идолище Поганое — точно нет.
Всегда ли богатырь становится центральным героем русских былин? Если да, то почему в сказании о Тугарине Змее большая часть истории посвящена как раз этому не самому симпатичному персонажу?
С одной стороны, богатырь — главный положительный образ русских преданий. А с другой — фольклорные сказания иногда говорят нам и о некрасивых поступках добрых молодцев (например, вспомним, как себя вел Алёша Попович). Сразу возникает вопрос: так ли уж безупречны были славные витязи с точки зрения морали?
Слово «богатырь» есть только в русском и польском языках. Причем в польский оно пришло из русского. В других славянских языках такого слова нет.
В славянских былинах богатырь предстает перед нами могучим воином с особыми качествами. У него могли быть невероятная сила (Никита Кожемяка разрывает сложенные вместе бычьи шкуры), мудрость (Илья Муромец выступает перед князем Владимиром, что подчеркивает опыт и справедливость героя), ловкость (Алёша Попович в борьбе с врагом проявляет удальство) или некое умение (Вольга Святославович способен обратиться любым зверем или птицей). Качества богатырей должны обязательно служить какой-то цели. Например, доб рому молодцу было положено горой стоять за родную землю. Причем именно за свою, потому что в былинах упоминаются герои и из других городов (например, Ставр Годинович), и чужеземцы. Они, как известно, особой любви к Руси не испытывали (вспомним историю о Дюке Степановиче).
Давайте попробуем разобраться, кто же такие богатыри и витязи и чем они отличаются друг от друга? Откуда пришли в русский язык эти слова? Может ли называться витязем славный воин в исторической летописи?
Некоторые считают, что богатырь — это человек, в котором много бога, кто полон божьей волей, богатый человек (но богатство его не в деньгах и сокровищах, а в духовной красоте). Скорее всего, поэтому добрые молодцы защищают не только землю Русскую, но и христианскую веру.
Другие предполагают, что слово «богатырь» пришло из иностранного языка. Оно обозначает «удачный, обладающий счастьем». В пользу этой мысли можно привести такой пример — древнее индийское слово «баатар». Оно переводится как «герой, доблесть». Но баатаром можно назвать лишь могучего, храброго, ловкого воина. О защите христианской веры тут не упоминается.
Есть версия, что слово «витязь» произошло от древненорвежского «викинг». Вы спросите, что общего между славянским витязем и северным викингом? Скандинавское «инг» у славян часто превращалось в «езь» или «язь» (например, пенязь, колодезь и т. д.). Вместо звука [к] люди нередко говорили и [к], и [т]. Получается, что восточные славяне вполне могли вместо «викинг» сказать «витязь».
Существует и другое мнение: слово «витязь» с самого начала было в славянском языке. Оно образовалось от «вить» (что значит «трофей, добыча») или «взъвить» («прибыль, польза»). Можно сказать, что витязи — это славные ратники, которые участвуют в военных походах и возвращаются домой с богатой добычей. Самой правдоподобной, пожалуй, следует считать такую версию: слово «богатырь» образовалось от славянского глагола «вити». Это можно доказать тем, что в русском языке есть понятия «битва» и «воин». Они совершенно точно образованы от «вити».