Древнекитайские экономические реформы

«Отцом» китайской экономической мысли и теорий хозяйствования, а также зачинателем реформаторской деятельности традиционно признаётся Гуань Чжун (?— 645 до н. э.). Он занимал пост министра в княжестве Ци во время правления князя Хуань-гуна. О его теоретических разработках и деяниях рассказывается в ряде документов, входящих в знаменитое древнекитайское сочинение — «Сочинение философа Гуаня» («Гуань-цзы»). Гуань Чжун предложил продуманную программу экономических и социально-политических реформ.

Сельское хозяйство следовало поделить на пятёрки — группы из пяти семей — и установить налог с каждой семьи с учётом её состава, качества обрабатываемых ею участков и характера подсобных занятий. Гуань Чжун ратовал за распределение угодий между крестьянскими семьями в соответствии с их трудовыми ресурсами. Такая система давала государству возможность держать под контролем численность сельского населения и рассчитывать людские резервы для необходимых государству трудовых повинностей (привлечение крестьян на строительные работы, перевозка грузов и т. д.). Следующий пункт программы Гуань Чжуна — требование установления государственного контроля над торговлей через регулирование цен, дабы предотвратить спекуляцию землёй и сельскохозяйственной продукцией. Гуань Чжуном предлагались и конкретные меры по упорядочению сельскохозяйственной деятельности и общей хозяйственно-экономической жизни страны. Приводится схема их проведения, опирающаяся на последовательность времён года и характер сезонных полевых работ. Социально-политическая, хозяйственная и административная сферы человеческой деятельности рассматривались Гуань Чжуном в их неразрывном единстве. Такой комплексный подход к человеческому обществу будет свойствен всем последующим китайским учениям. Кроме того, программа Гуань Чжуна всецело ориентирована на централизованную государственность с присущей ей сильной верховной властью. Только в таких условиях она могла быть реализована. Наконец, он чётко очерчивает круг задач, которые нужно было решать государству в сложившихся естественным образом экологических условиях.

Бронзовый сосуд круглой формы на трёх фигурных ножках. Восточное Чжоу
Бронзовый сосуд круглой формы на трёх фигурных ножках. Восточное Чжоу. Период Вёсен и осеней

Комплексный характер носили и административные реформы. Гуань Чжун осуществил сквозное территориально-административное деление владений Ци. Сельское население было разбито на семейные группы, а городское население (торговцы и ремесленники) — на шесть категорий, каждая из которых наделялась собственными правами и обязанностями. Были разработаны и установлены юридические нормы — законы (фа), распространявшиеся на всё население без исключения: «Законы — это отец и мать народа. Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и простой люд — все должны подчиняться закону. Это и называется великим искусством управления». Отдельного упоминания заслуживают «экологический блок» программы и реформы Гуань Чжуна. Он ввёл охрану лесов от хищнической вырубки и беспорядочной охоты, охрану водоёмов от бесконтрольной ловли рыбы, организовал защиту от наводнений с помощью строительства дамб, приказал разводить домашний скот, разбивать огороды, насаждать тутовые деревья и сеять коноплю. Тутовые деревья были необходимы как для шёлкоткацкого производства, так и для укрепления почв. Конопля служила для изготовления тканей, а её посевы образовывали травяной покров, препятствовавший эрозии.

Даже если реформы Гуань Чжуна были бы реализованы лишь частично, они привели бы к максимальному укреплению социально-политической структуры, властной вертикали и экономической базы Ци. В китайской историографии всплеск могущества этого царства и политического авторитета князя Хуань-гуна прямо связываются с реформаторской деятельностью Гуань Чжуна. Его теории и реформы носили универсальный характер и использовались различных княжествах.




Поделиться ссылкой