Периодизация истории Китая

Традиционная периодизация

Начиная приблизительно с середины I тысячелетия до н. э. в Китае происходило формирование философской, общественно-политической и исторической мысли. Тогда в китайской культуре и установилось представление, что исторический процесс состоит из отдельных эпох (дай). Каждая эпоха строго соотносилась со временем существования определённого государства. Её конкретные хронологические рамки зависели, в свою очередь, от длительности правления одного царствующего дома — династии. Падение династии и приход к власти другого царствующего дома означали не просто смену политических режимов в рамках единого государства (как, например, смена династии Ланкастеров и Тюдоров в Англии). То было возникновение принципиально нового государства и наступление очередной исторической эпохи. Государство и историческая эпоха получали собственное название, которое использовалось и в качестве самоназвания всей страны.

Женщины, собирающие цветы. Фрагмент горизонтального свитка
Чжоу Фан. Женщины, собирающие цветы. Фрагмент горизонтального свитка. Эпоха Тан. VIII в.

Всего в истории Китая насчитывается десять таких эпох (династических периодов): Инь (или Шан; 1600— 1046 гг. до н. а), Чжоу (1046—221 гг. до н.э.), Цинь (221—207 гг. до н. э.), Хань (206 г. до н. э. — 220 г. и. а), Суй (581-61 8 гг.), Тан (618-90 6 гг.), Сун (960-1279 гг.), Юань (1280— 1368 гг.), Мин (1368—1644 гг.) и Цин (1644— 1911 гг.). Но были и времена, когда на территории Китая одновременно существовало несколько государств. Такие периоды в традиционной периодизации тоже выделяются как эпохи. Однако их названия сразу указывают на отсутствие в стране единого государства: эпоха Шести династий (220—518 гг.), эпоха Пяти династий и десяти царств (906—960 гг.).

В качестве названия государств и соответствующих им исторических эпох вначале использовались этнонимы (указание на народность, к которой принадлежал царствующий дом) и топонимы (названия местности, так или иначе связанной с основоположником нового режима). Затем стали употреблять специальные термины: «Изначальная» — Юань, «Светлая» — Мин. Каждый царствующий дом имел собственную фамилию. Однако фамилии, как правило, не превращались в историографические термины. Поэтому в литературе, посвященной Китаю, и историческую эпоху, и государство, и династию принято именовать одинаково — например, «эпоха Чжоу», «государство Чжоу», «династия Чжоу».

Научная периодизация

Начиная со второй половины XIX в. изучение Китая превратилось в самостоятельную научную дисциплину (китаеведение, китаистика, синология). С этого времени исследователи неоднократно пытались создать другие варианты периодизации истории Китая, чтобы её было проще соотносить с мировым историческим процессом.

В СССР наибольшее распространение получил вариант периодизации, построенный на формационном подходе к истории человечества. Этот подход был основан на вульгарной трактовке некоторых весьма плодотворных идей Карла Маркса. Советские историки полагали, что любое человеческое сообщество должно в своём историческом развитии непременно пройти через несколько формаций, способов хозяйственно-экономического и политического устройства. Тремя начальными формациями являются первобытнообщинная, рабовладельческая и феодальная, затем идут капитализм и коммунизм. Поскольку всех формаций насчитывалось пять, теорию прозвали «пятичленкой». В соответствии с данной схемой Древний Китай соотносился с эпохой рабовладения, а последующие периоды китайской истории — с феодальным строем. Постепенно пришло осознание того факта, что история Китая не укладывается в «пятичленку».

Некоторые историки в СССР и на Западе придерживались первоисточника — идей Маркса. Они определяют сложившуюся в ряде регионов Азии, в частности в традиционном Китае, систему общественных отношений как «азиатский деспотизм», (Карл Виттфогель) или «азиатский способ производства». Именно так называл подобную формацию сам Маркс. Обращается внимание на то обстоятельство, что главное средство производства — земля — находилось в Китае в собственности государства. Сельские общины платили дань правителю, а он насаждал определённый порядок, нормы существования. Кроме того, общество зависело от государственного строительства дорог, храмов, плотин, водоканалов и т. д. Чтобы построить храмы, плотины и прочее, а также чтобы с помощью войны расширять границы своего государства или отражать нападение чужаков, правитель мобилизовал (по своему желанию) массы трудящегося населения на соответствующие работы или для военных нужд. Господствующая культурная либо религиозная традиция объявляла государя воплощением Бога, носителем святости, по крайней мере проводником Божественной воли на Землю. Самодержец управлял страной, опираясь на централизованную бюрократию (впрочем, аппарат чиновников был настолько мощным, что подчас именно он являлся реальной правящей силой). При этом в руках правителя концентрировалась одновременно политическая, экономическая и идеологическая власть. Это создавало колоссальные возможности для подавления любых проявлений несогласия. Власть государя и чиновников была абсолютной, а подданные совершенно бесправными.

Бронзовый котёл дин. Восточное Чжоу. VIII-III вв. дон. э.
Бронзовый котёл дин. Восточное Чжоу. VIII-III вв. дон. э.

Азиатский деспотизм можно назвать строем всеобщего рабства. Только это не было рабство, подобное классическому рабству античности, — обычно при азиатском деспотизме людей не продают и не покупают. Можно ли свести китайскую историю к подобной схеме? Подавляющее большинство современных исследователей полагают, что нет, хотя в разные эпохи нетрудно обнаружить элементы азиатского деспотизма. Теория азиатского способа производства важна для понимания истории Китая. Но и она не объясняет всё, что происходило в процессе развития страны.

В последние годы у специалистов, включая учёных КНР, всё большее признание получает новый вариант периодизации китайской истории. В нём к древности относятся только эпохи Шан и Чжоу. Две другие эпохи, представленные государствами-империями, включают в следующую масштабную историческую фазу — «имперский Китай», которая продлилась до 1911 г., когда была свергнута последняя царствующая династия — Цин.

Письменные источники

Хотя существование Древнего Китая приходится на очень далёкие от нас времена (II—I тысячелетия до н. э.), от древних эпох сохранились подлинные письменные тексты. Древнейшими из них являются «надписи на гадательных костях», которые непрерывно создавались на протяжении XIII—XI вв. до н. э. (вторая половина эпохи Шан). Они состоят из особых знаков (пиктограммы, рисуночное письмо и предшественники китайских иероглифов). Эти знаки наносились на кости (чаще всего лопаточные) домашних (буйвола, свиньи) и диких (оленя) животных или, крайне редко, человека. Гадали и на черепашьих панцирях. Надписи исполнялись исключительно в религиозных целях, во время проведения специальной процедуры гадания, которая входила в число важнейших для того времени официальных обрядов. Гадали по трещинам, образовавшимся на кости или панцире черепахи, для чего они особым образом нагревались. После завершения процедуры все её этапы фиксировались в письменном виде. Вначале сообщались сведения о времени проведения, исполнителях и участниках гадания. Далее следовала «вопросная формула» — обращение к высшим силам, которое могло касаться любых насущных для страны дел и проблем: обильный ли будет урожай в новом году? следует ли выступать в военный поход? После «вопросной формулы» заносился расшифрованный ответ, а ещё через некоторое время (но не всегда) — информация о событиях, случившихся после гадания. Поэтому при всём их своеобразии надписи на гадательных костях оказываются настоящими историческими документами, освещающими самые разные стороны жизни древнего китайского общества.

Гадательные кости с надписями. Эпоха Шан. XIII—XI вв. до н. э.
Гадательные кости с надписями. Эпоха Шан. XIII—XI вв. до н. э.

В XI в. до н. э. делать надписи на гадательных костях перестали. Вместо них стали наносить текст на бронзовые сосуды (бронзовая эпиграфика); по-прежнему такие записи имели в первую очередь ритуально-религиозное предназначение. Сосуды отливали по случаю Кому-то знаменательных событий, дарили друг другу представители царствующего дома и знати, подносили храмам. Обо всём этом сообщалось в отлитых на металле надписях.

Со второй половины I тысячелетия до н. э. (вторая половина эпохи Чжоу) в Китае начали создавать собственно книги в форме бамбуковых (деревянных) планок и, чуть позже, шёлковых полотнищ с нанесёнными на них текстами. Книжная культура формировалась в рамках нарождавшихся философских школ. Потому все дошедшие до нас книги чжоуской эпохи принято соотносить с той или иной из этих школ. Главное место среди них традиционно отдаётся конфуцианским сочинениям, входящим в канонический свод «Пятиканоние» («Уцзин»). Окончательно составленный и официально признанный уже во второй половине I в. н. э., он включает в себя книги, которые, по преданию, были либо составлены, либо отредактированы, либо впервые откомментированы самим Конфуцием (около 551-47 9 до н.э.).

Книжный свиток с древнекитайским текстом в развёрнутом виде
Книжный свиток с древнекитайским текстом в развёрнутом виде

В «Пятиканоние» входит, во-первых, «Книга документов» («Шуцзин»; другие переводы названия — «Книга истории», «Канон истории», «Канон [исторических или документальных] писаний»). В ней собраны записи преданий о древнейших периодах национальной истории и тексты документального характера, относящиеся к XI—X вв. до н. э., а именно речи правителей, их беседы с сановниками, рассуждения высокопоставленных лиц, правительственные обращения и постановления. Вторая книга — летопись «Весна и осень» («Чуньцю»), в которой кратко излагаются события с 722 по 481 г. до н. э. Летопись существенно дополняется комментарием к ней (или, первоначально, самостоятельным летописным сочинением) — «Комментарии семейства Цзо» («Цзочжуань»), созданным предположительно в VI в. до н. э. Третья книга — «Записи о ритуалах» («Лицзи») — собрание различных по форме и содержанию текстов, посвящённых религиозным и придворно-церемониальным акциям, которые в древнекитайской культуре определялись как ритуалы (ли). К этому сочинению по смыслу примыкает ещё одна конфуцианская книга — «Ритуалы Чжоу» («Чжоу ли»). Наряду с описанием непосредственно ли в ней рассказывается о структуре и функциях древнекитайского государственного аппарата. Четвёртая книга — «Книга песен» («Книга песен и гимнов», «Канон поэзии» — «Шицзин») является антологией поэтических произведений. Она состоит из 305 стихотворных текстов, древнейшие из которых относятся к XI—IX вв. до н. э., а большая часть — к VIII—VII вв. до н. э. Их тематика настолько широка, что «Шицзин» нередко называют «энциклопедией жизни древних китайцев». Пятая книга — знаменитая «Книга перемен» («Канон перемен» — «Ицзин»), исходно связанная с традицией гадания. Все конфуцианские сочинения дошли до нас в значительно более поздних редакциях. Но есть и подлинные чжоуские книги — на бамбуковых планках и шёлковых полотнищах, которые были обнаружены в погребениях. Одна из них, «Бамбуковые анналы», содержит записи о некоторых исторических эпизодах начиная с древнейших (как они представлялись китайцам) времён до IV в. до н. э.

Современная реконструкция древнекитайской бамбуковой книги
Современная реконструкция древнекитайской бамбуковой книги

Во II в. до н. э. в Китае было создано первое историографическое сочинение — «Исторические записки» («Записки историка» — «Шицзи»). В нём воспроизводилась целостная картина национальной истории, также начиная с древнейших её периодов. Автором является великий учёный, «отец китайской историографии» Сыма Цянь (145 или 135 — около 86 до н. э.). Труд Сыма Цяня положил начало особому типу китайских историографических сочинений — «династийным историям». Такие книги создавались по официальному распоряжению после гибели династии с целью воспроизвести как можно более подробную и объёмную панораму историко-политической, общественной и духовной жизни страны во времена сошедшей со сцены династии. Делалось это для того, чтобы дать царствующему дому примеры «хорошего» и «дурного» правления и предостеречь его от ошибок предшественников.

Пристальный интерес к истории и мысль, что следует учиться на уроках прошлого, относятся к числу наиболее ярких и самобытных примет китайской культуры.

Китайский лубок
Военачальник (справа) Мэнь Тянь (III в. до н. э.); ему приписывают изобретение кисти. Ханьский чиновник Цай Лунь (слева), который изобрёл бумагу, объясняет работнику, как её сделать. Китайский лубок



Поделиться ссылкой