Как римляне ходили в гости?

Жизнь в Риме, как и в Древней Греции, начиналась на рассвете. «Валяться в постели, когда солнце стоит высоко» означало вести беспорядочную жизнь бездельника. Писатель Плиний Младший говорил, что «каждый день в Риме полон или кажется полным смысла, а если соединить вместе несколько, то никакого смысла не окажется», и перечислял эти «пустые занятия», отказываться от которых было не принято: «один пригласил меня подписать завещание,… третий - подать ему совет…». После полудня второй раз завтракали, затем отдыхали - обычно ложились спать. Затем наступало время бань (они открывались днем), прогулок и наконец - «божественных обедов», как называл их Гораций.

римляне

Из всех видов приема пищи только обед был для римлянина трапезой в полном смысле слова, ибо был событием общественным. Обеды в одиночку упоминаются у римских писателей крайне редко. Римляне вслед за греками повторяли, что количество людей в правильном застолье должно быть не менее числа граций (трех) и не более числа муз (девяти). Хотя в годы расцвета Империи в Риме происходили пиры с огромным числом гостей, общего для всех стола все равно не устраивали, и общение происходило внутри небольшой, близко связанной группы собеседников.

Гости размещались на ложах по три человека. Одно место от другого было отделено подушками, на эти же подушки опирались во время пира. Были места поважнее и попроще. Самым почетным считалось левое место среднего ложа, ближе всего расположенное к хозяйскому: его называли «консульским». На парадных обедах гости рассаживались по указанию хозяина, в дружеском кругу - как хотели.

Обед обычно начинался от половины второго до половины третьего дня, а закончиться он мог заполночь. Примечательно, что в биографии императора Августа государственные дела, которыми он занимался после обеда, названы «ночной» работой. Поскольку этот император вел подчеркнуто скромный образ жизни, можно предположить, что такой переход от обеда к ночному сну считался нормой.

Постепенно вошло в обычай переодеваться к обеду в особую одежду, а затем менять одеяние несколько раз за время долгой трапезы.

Приглашенные приходили на пир со своими рабами, которые стояли или сидели сзади них. Гость передавал рабу на сохранение сандалии, которые он снимал перед тем, как возлечь. Вдобавок в течение обеда раб оказывал хозяину разные услуги, а потом нес за ним домой салфетку со всем, что хозяин забрал со стола. Этими небольшими кусками мохнатой льняной ткани обтирали руки и рот, их повязывали вокруг шеи, клали на стол для гостей (скатерти появились только в Поздней империи). Салфетки гостям обычно выдавал сам хозяин. Нередко салфетки воровали, подменяя принесенные с собой (видимо, плохие и старые) хозяйскими. «Дай салфетки гостям, наши платки береги», - наставляла домашних слуг надпись на стене дома в Помпеях.

В римском застолье существовал обычай посылать друзьям, не сумевшим прийти, угощения от пиршественного стола, а гостям – отдавать остатки обеда, которые они и уносили домой в салфетке. Герой одной из сатир уложил в свою салфетку весь предложенный обед: мясо, дичь, рыбу, «ножку цыпленка и горлицу, нафаршированную кашей». Так что хозяевам приходилось раздавать тарелки с едой, куски мяса, фрукты персонально в руки каждому из приглашенных.

Как и в Греции, вилок и ножей за столом не было, да и пользоваться этими столовыми приборами лежа трудно. Ложки были, им придавали различную форму в зависимости от предназначения. Нарезанные куски брали пальцами.

Римляне переняли у греков деление званого обеда на две части: сначала - угощение, а потом – пир: вино и развлечения. Пирующие надевали на себя венки — не только на голову, но часто и на шею. Кто-либо обращался к гостю с пожеланием: «На добро тебе!», остальные подхватывали: «Будь здоров!» (буквально - «Живи!» — «Vivas!»).

С течением времени прелесть былых застолий, где царили умеренность, искренность и равенство друзей, уходила в прошлое, и сочинения римских литераторов и политиков полны сожаления об утраченном. В домах римских богачей теперь давали многолюдные пиры, на которых хозяину важно было выставить напоказ свое богатство, а приглашенным - даром наесться за троих. Да и в более скромных домах в застольях появилась деталь, немыслимая для греков, - угощение сотрапезников «по чинам и по достатку». Рабы, прислуживавшие за столом, ставили различную по стоимости, обилию и качеству еду отдельно перед каждым гостем. В Риме неоднократно принимались законы - пировать при открытых дверях, чтобы все могли видеть, какие средства потрачены на застолье и не чрезмерно ли число гостей, которых хозяин решил поразить своим нескромным богатством.




Поделиться ссылкой