Как учились в римской школе?

В эпоху Римской республики обучение детей было заботой их родителей, а государство не вмешивалось в этот процесс.

Главное внимание в семье уделялось сыновьям. Их воспитанием руководил отец, а в случае его смерти - кто-нибудь из старших родственников-мужчин. Юный римлянин овладевал грамотой, знакомился с правом, учился стойко переносить холод и зной, сражаться на мечах, скакать на лошади, переплывать реки. Все обучение носило практический характер и должно было помочь мальчику стать настоящим гражданином и воином.

Как учились в римской школе

Со времени Пунических войн римляне все теснее знакомились с греческой культурой и сначала невольно, а затем все более осознанно воспринимали греческую культуру во всех ее проявлениях. «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила», - сказал об этом великий римский поэт Гораций.

В Риме появились учителя, открывавшие частные школы. Обычно ими были греки-рабы или вольноотпущенники. Называли ее «людус» от латинского слова «людо» – «играть». Помещение такой школы было невелико, мест хватало для нескольких столов и скамей. В хорошую погоду уроки часто проходили на улице: ученики рассаживались на лугу, на склоне оврага или около тихого перекрестка. Прежде всего учились читать. Сначала дети называли буквы, потом складывали их в слоги, затем в слова и наконец переходили к предложениям. Писать учились на восковых табличках заостренной палочкой – стилем, другим концом заглаживали ошибки. Сначала учитель водил рукой ребенка, затем давал ему подготовленные образцы, по которым ученик копировал буквы и слова. Считали на пальцах, нараспев хором повторяя за учителем: один да один – два, два да один – три. Освоив азы, переходили к упражнениям на счетах (абаке) и только после этого начинали выполнять арифметические упражнения на дощечках.

Лет в 12–13 из начальной школы переходили в школу грамматика. Грамматик преподавал в обширном помещении, стены которого украшали сцены из поэм Гомера, бюсты ученых и писателей. Нередко от шумной улицы помещение отделяла лишь тонкая занавеска. К знаменитым учителям на уроки приходили посторонние слушатели, родители учеников. Главным у грамматика было чтение и толкование текстов. Если в ранние времена больше внимания уделяли латыни, даже с поэмами Гомера знакомились по латинскому переводу Ливия Андроника, то к концу республики греческий язык начинали изучать раньше латыни. Для преподавания каждого языка был свой учитель. На уроках говорил в основном преподаватель, ученики должны были вести записи и приносить домой исписанные таблички. Кроме чтения и комментирования текстов великих авторов, выполняли письменные упражнения: перелагали стихи в прозу, составляли небольшие рассказы на мифологические темы, писали рассуждения.

В 16 лет юноша переходил к ритору. Здесь готовились к будущей политической карьере: писали сочинения, в которых развивали указанные учителем идеи, составляли речи от имени исторических деятелей, героев мифов и даже богов. Написанные речи произносили перед педагогом и соучениками. Оценивая их, наставник обращал внимание не только на содержание и стиль речи, но и на позу оратора, звучание его голоса, произношение, темп речи, выразительность жестов. Часто устраивали состязания ораторов, победителей в них награждали овациями.

Со временем в школах появилась музыка, с помощью которой будущим ораторам ставили голос, и танцы, а вернее - упражнения, учившие непринужденности движений и красивой осанке. Физическими упражнениями занимались в палестрах и на Марсовом поле, служившем, помимо прочего, местом забав подростков.




Поделиться ссылкой