Народные выступления в эпоху домината

Хозяйственная разруха, затронувшая многие провинции римского мира, бесчинства чиновников и насилие власть имущих привели к череде народных восстаний и мятежей. Они угрожали целостности империи.

Восстание багаудов, захлестнувшее Галлию и Испанию, началось в 1280-х гг. Слово «багауд» имеет кельтское происхождение и переводится как «борющийся». Основной силой восстания стали крестьяне, мелкие ремесленники, пастухи и рабы, т. е. люди, на плечах которых покоилось величественное строение Римской империи. О причинах, подтолкнувших их на мятеж, писал христианский автор Сильвиан: «От чего они стали багаудами, как не от наших несправедливостей, от неоднократной бесчестности судей, от их проскрипций и грабежей?». Руководителями восстания были некие Гелиан и Аманд. Для подавления выступления были переброшены войска с Востока.

Восставшим удалось захватить крупный галльский город Августодун, где находилось много императорских оружейных мастерских. В 285 г. император Максимиан сумел нанести поражение основным силам багаудов и овладеть их опорными пунктами. Но и после этого сопротивление в западных провинциях продолжилось. Некоторые исследователи считают, что это восстание длилось около 150 лет. Если они правы, то речь идёт о самом долгом восстании народных низов в истории человечества.

Другим очагом напряжённости в течение всего периода домината была Северная Африка, где существовало движение донатистов. Движение шло под радикальными христианскими лозунгами, что предварило многие крестьянские восстания Средневековья. Донатисты получили своё название от имени африканского епископа Доната. Последний активно выступал против тех христиан, кто в годы гонений отошёл от Церкви. В большинстве своём эти отступники относились к зажиточным слоям населения. В 1330-х гг. выделилось ещё более радикальное крыло так называемых агонистиков (от греч. «агонистикос» — «способные к борьбе»). Под лозунгами «бедной Церкви» агонистики нападали не только на представителей церковных властей, но и на магнатов. Религиозный раскол превратился в мощное социальное движение, о чём с возмущением писал один из Отцов Церкви Блаженный Августин: «...поднимается дерзость поселян против их собственных владетелей, и беглые рабы вопреки учению апостольскому не только уходят от своих господ, но и угрожают им и не только угрожают, но и разграбляют, совершая жесточайшие нападения, причём зачинщиками, вождями и главарями самого преступления являются наши исповедники...».

Правительство императора Константина не вмешивалось в споры между донатистами и католиками-ортодоксами. Но когда движение агонистиков открыто выступило против сложившегося социального порядка, на его подавление были брошены войска. После поражения донатистов при Октаве и Богаи в 347 г. движение пошло на спад, хотя и не исчезло полностью.




Поделиться ссылкой