Римские мастера первыми стали делать скульптурные портреты, стараясь точно воспроизводить все особенности человеческого лица, ни капли не приукрашивая его.
Считается, что римская традиция создавать скульптурные портреты, точно передающие все черты изображаемого, возникла из обычая делать восковые слепки с лиц умерших. Во всех знатных римских семьях в особых шкафах хранились посмертные маски прославленных предков, их дубликаты надевали актеры во время похоронных процессий . Вольноотпущенники , которые накопили достаточно денег, чтобы жить в собственном доме, но не имели возможности выставить в атриуме посмертные маски предков, нередко помещали там свой портретный бюст.
Вероятно, у греков римляне позаимствовали обычай ставить статуи в честь выдающихся людей, прежде всего полководцев и политиков. До наших дней сохранилось довольно много скульптурных портретов императора Августа. Произошло это потому, что их не разбивали и не уничтожали после его смерти, как позднее происходило после свержения многих других римских императоров, вызывавших у народа и сената не только страх, но и ненависть. Многочисленные статуи Августа украшали площади и общественные здания Рима и других городов империи. Его изображали в разнообразных позах и одеждах, в различных государственных должностях - полководцем, выступающим с речью перед войсками, жрецом, приносящим жертвы, а порой и всесильным божеством.
Греческие скульпторы часто создавали статуи обнаженных людей, стремясь показать красоту человеческого тела. Римляне же всегда одевали статуи в прекрасные тоги и паллы. Скульпторы соперничали друг с другом, кто более правдоподобно передаст в мраморе обилие складок на тканях.
Римские скульпторы работали не только с мрамором. Они создавали также статуи из бронзы, сплава меди и олова. Сначала художник создавал свою скульптуру из песка или глины (рис. 1). Затем он полностью покрывал ее толстым слоем воска (рис. 2). При помощи резца скульптор прорабатывал детали будущего изображения, после чего накладывал завершающий слой глины (рис. 3). Статую ставили в печь. Под воздействием тепла глиняная модель твердела, а воск расплавлялся и вытекал через систему трубочек. Затем через вертикальные литники (отверстия) расплавленную бронзу вливали в пространство, оставленное воском (рис. 4). Когда бронза остывала, глиняную оболочку и сердцевину удаляли (рис. 5). Полученную в результате тонкую полую отливку мастер дорабатывал вручную. Бронзовые статуи больших размеров чаще всего отливали по частям.
Римляне нередко украшали скульптурными изображениями надгробные памятники и погребальные урны . Чаще всего это были эпизоды из жизни умершего. Ремесленников изображали за работой, гладиаторов - сражающимися на арене, а маленьких детей - среди игрушек.