Современный небольшой городок Луксор (Аль-Уксор, что в переводе означает «Город дворцов») располагается на территории древнейших «стовратных Фив», в месте, где находился один из знаменитейших и основных древнеегипетских храмовых ансамблей, посвященных богу солнца Амону-Ра. Храм в Луксоре
В незапамятные времена известный египетский фараон Аменхотеп III решил построить на месте одного из древних святилищ, воздвигнутых в 16 в. до н.э. египетской царицей Хатшепсут, по-настоящему грандиозное сооружение — огромный (общая длина — около 190 м) храмовый ансамбль в честь прославленного египетского бога Амона-Ра. Новый храм получил название храм Амона-Ра в Луксоре. Именно Аменхотеп III изменил и перестроил «ядро» знаменитого храма — расширил уже существующее святилище, построил украшенные колоннами культовые сооружения, прекрасный гипостильный зал, основной особенностью которого являлись капители, имеющие форму связок папируса, а также огромный (45 на 51 м) двор, в котором во время правления Аменхотепа III успели возвести лишь 14 20-метровых колонн, своим видом также напоминающих папирус. Между прочимдо наших дней дошли уникальные рельефы, которыми были украшены величественные колонны. Благодаря им сейчас можно составить представление о том, как именно в древности в Луксоре отмечался знаменитый праздник Опет, посвященный богу Амону (в современном Египте он называется ФестивалемТутанхамона и отмечается 4 ноября). Этот праздник, посвященный не только богу солнца, но и его семье — супруге богине Мут и сыну Хонсу, продолжался почти месяц, в начале которого многочисленная толпа людей, в т.ч. жрецы, музыканты, танцовщицы и прочие., торжественно сопровождали статую бога Амона от посвященного ему храма Карнака до храма Луксора по «тропе богов» — аллее сфинксов с бараньими головами. Свое царское внимание второму по значению храму бога Амона (первый и главный находился в Карнаке) уделяли практически все египетские правители, среди которых Эхнатон, Рамсес II, Шабаки и др. Каждый из них считал своим священным долгом каким-либо образом «вмешаться» в строительство и реставрацию, чтобы таким образом лишний раз подтвердить свою близость верховному божеству. Например, Рамсес II не только расширил луксорский храм (теперь его длина увеличилась до 245 м), но и добавил огромные статуи, изображающие его «светлую» личность.
По утверждениям очевидцев, стены храма в Луксоре были золотые, а пол — серебряный. К сожалению, от этой ослепительной роскоши до наших дней ничего не дошло.
Рамсес II, помимо прочих изменений, произведенных им в храме, построил святилище, посвященное не только Амону, но и всей его семье, а время правления Шабаки добавило храму знаменитую трехкилометровую аллею бараньеголовых сфинксов, благодаря которой оба «солнечных» храма — в Карнаке и Луксоре — могли сообщаться между собой. Даже знаменитый полководец Александр Македонский на время отвлекся от своих грандиозных военных замыслов и возвел в луксорском храме новую часовню. К сожалению, с началом римского периода храм в Луксоре начал терять свое значение, и в Средние века ему пришлось пережить превращение в мусульманскую мечеть. Тем не менее, до сих пор знаменитый храм преподносит своим исследователям различные сюрпризы, одним из которых является открытие в конце XX века тайника со спрятанными в нем 24 прекрасно сохранившимися скульптурами. Среди прочих обнаруженных реликвий выделяется изготовленная из кварцита опирающаяся на полозья статуя Аменхотепа III. |