Аристофан был комедиографом Древней Греции. Не зря его называют еще «отцом комедии». Точно не известны ни даты его рождения, ни даты его смерти, однако они устанавливаются по указаниям, которые имеются в его произведениях, а также по другим источникам — около 450 — 385 годов до нашей эры. О жизни Аристофана тоже практически ничего неизвестно, кроме того, что она прошла под знаком Пелопонесской войны.
Аристофан Аристофан был сыном Филиппа из филы Пандионы, из округа Кидатенайон. В позднем источнике его матерью названа Зенодора. У Аристофана якобы было два сына, Филипп и Арар, оба комические поэты. Иногда упоминается еще один сын, Никострат или Филетр, тоже комедиограф. Однако точно неизвестно, как его звали и вполне возможно даже, что у Аристофана сыновей было четверо. Согласно некоторым предположениям, Аристофан родился на Эгине, на Родосе или даже в Египте. Однако согласно сохранившимся надписям это не так: Аристофан был полноправным гражданином Афин. Все эти предположения можно считать либо шуткой, либо злонамеренной клеветой, которая, видимо, исходила от политика Клеона, главного неприятеля Аристофана. Что касается внешности Аристофана, то известно только то, что он был лыс. Аристофан написал 44 комедии, правда авторство четырех из них оспаривается. До нас дошло одиннадцать комедий, и почти тысяча фрагментов. Писать комедии он стал еще будучи молодым. Первой из них была комедия «Пирующие», которая была поставлена в 427 году до нашей эры. Написана она была, когда поэтому исполнилось чуть за двадцать, однако она не дошла до наших дней. Видимо, из-за того, что Аристофан был слишком молод, в качестве автора выступал его друг Каллистрат, как и в случае других двух комедий: «Вавилоняне» и «Ахарняне». Вслед за этими последовали и другие: «Всадники», «Облака», «Осы» и «Мир». Ранний период творчества поэта ознаменовался необузданной политической сатирой.
Двойная герма: Аристофан и Менандр Первым произведением второго периода, которое дошло до нас, являются «Птицы». После них последовали «Лисистрата» и «Женщины на празднестве Фесмофорий». Второй период творчества Аристофана характеризуется как более сдержанный и осторожный. В 405 году до нашей эры были поставлены «Лягушки». В двух пьесах третьего периода наблюдаются значительные перемены. Они свидетельствовали об упадке древней комедии и возникновении новых форм. Черты так называемой средней комедии наметились в «Женщинах в народном собрании». «Богатство» в полной мере отразило черты этого жанра. Интересно узнать: именно эту комедию, а также «Аэлосикон» и «Кокал», согласно легенде, Аристофан подарил своему сыну Арарту. Сделано это было с целью составления имени его сына в театральных кругах. В «Кокале» были введены сюжеты соблазнения девушки и узнавания давно потерянного ребенка. Эти сюжеты вскоре стали одним из элементов новой аттической комедии.
Схемы построения пьес у Аристофана были практически одинаковыми. В длинном прологе зрителям представлялся герой, и обрисовывалась ситуация. Героем зачастую был деревенский житель. Он излагает невероятный план — как избавить человечество от всех бедствий. Этот план становится основой развития сюжета. После этого выходит хор, который обычно противостоит планам героя. Герой должен приложить усилия, чтобы привлечь хор на свою сторону. Пьеса завершается свадьбой героя с фигурой, которая олицетворяла его торжество. |