Яркие камешки, гладкие раковины, рыбьи кости, кусочки рога, деревянные палочки, семена и орехи — всё это использовалось людьми каменного века в качестве украшений. Это были ожерелья и подвески, а затем и бусы. Бусины из обожжённой глины, полудрагоценные камешки с дырками (их делали острыми камнями или сверлили с помощью лучковой дрели) нанизывались на узкую полоску кожи или верёвку из волокон растений. Украшали не только шею и грудь, но и руки — носили браслеты из костяных пластинок, часто с нанесённым на них орнаментом. Женщины пользовались гребнями из рога.
Среди способов украшений была и раскраска тел в разные цвета. Часто это делалось во время обрядов и ритуалов. Отголоски этого мы наблюдаем и в настоящее время у аборигенов Австралии, жителей Тихоокеанских островов, например в Папуа — Новой Гвинее. Раскраска лица и тела там по-прежнему сопровождает проведение церемоний. Австралийские аборигены раскрашивают себя разноцветной глиной, нанося ею разные узоры на лице и теле. Интересно, что, например, подведение глаз чёрным, окраска губ, т.е. все элементы, которые мы сейчас считаем макияжем и используем в декоративной косметике, не имели украшательского смысла, а были способом отпугивания злых духов и защитой.
Эти украшения из ракушек и обожжённой глины с рисунком были сделаны между 2300 и 1750 гг. до нашей эры. Их родина — город Хараппа (сейчас территория Пакистана). Во время археологических раскопок там были найдены не только эти украшения, но и многочисленные лавки, которые ими торговали.
Орнамент в виде спирали и другие геометрические орнаменты известны со времён неолита, ими украшали камни, орудия труда и оружие, погребальные камеры. Орнаменты наносили и на тело. Возможно, тогда и зародилась традиция делать татуировки. Со временем орнаменты стали носить отличительные черты какого-то рода, приобрели сакральный смысл, а затем элементы искусства.
Голову и шею воина с островов Индонезии украшают клыки дикого кабана и ожерелье из ракушек и зубов животных. Возможно, как и люди каменного века, эти украшения считались защитными и магическими и, по представлениям, наделяли охотника и воина силой и мужеством того животного, которому они принадлежали.