Смерть и подземный мир

Продолжительность жизни в Древней Греции составляла всего лишь около половины того, сколько живут сегодня на Западе. Больные дети зачастую умирали в младенческом возрасте. Огромное число мужчин погибало в сражениях, женщины нередко умирали при родах, а эпидемии могли уносить жизни целых общин.

лекиф
Могилы иногда помечали лекифами, белыми глиняными сосудами, в которых хранили благовонное масло, использовавшееся для умащения тела. Лекифы обычно расписывали сценами расставания, похорон или изображениями покойного.

Большинство греков верили, что после смерти их души бродят по подземному миру, в холодной и мрачной области мира, куда совершивших грех отправляли в качестве наказания. В «Одиссее» герой Ахилл говорит:

Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле,
Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,
Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать, мертвый.

Считалось, что очень немногие люди настолько благочестивы, чтобы попасть на Острова блаженных. Попавшие же туда могли целую вечность наслаждаться спортивными состязаниями и музыкой. А тем, кто снискал исключительную славу своими подвигами (вроде героя Геракла), как считалось, было суждено стать богами и поселиться на горе Олимп.

Когда человек умирал, его тело либо погребали в землю, либо кремировали. Греки верили, что, лишь когда тело или пепел покрыты землей, дух мог отбыть в подземный мир. В могилы клали предметы быта для использования в загробной жизни, а женщины оставляли на могилах еду и питье для духов умерших.

еда
Традиция оставлять еду на могиле повелась с микенских времен. В те времена людей могли хоронить с доспехами и оружием, кухонными горшками и даже – за компанию с ними – с домашними животными и рабами. К 3000 г. до н. э. греки оставляли еду, вроде вина и яиц, на могилах в качестве пищи для умерших.
Роспись изображает фигуру, совершающую прыжок из жизни в океан смерти
Роспись изображает фигуру, совершающую прыжок из жизни в океан смерти. Столбы были возведены Гераклом и обозначали конец известного, живого мира. Изображение этого ныряльщика было найдено на стенах гробницы.
На рисунке с вазы изображена Персефона с Гадесом (Аидом)
На этом рисунке с вазы изображена Персефона с Гадесом (Аидом), своим супругом и повелителем подземного мира. Гадес утащил Персефону с земли в подземный мир. Ее мать богиня Деметра, полная отчаяния, кинулась на ее поиски и перестала заботиться о посевах. Зевс вмешался и решил, что Персефона будет проводить шесть месяцев в году со своей матерью, а остальные шесть месяцев со своим мужем. Когда дочь возвращалась весной, Деметра начинала заботиться о посевах. Однако стоило ее дочери снова вернуться в подземный мир, Деметра погружалась в печаль, и на земле устанавливалась зима.
плакальщики
Тело умершего человека из дома к могиле доставляли плакальщики, несшие подношения. Для выражения своего горя они могли отрезать себе волосы, до крови исцарапать себе лицо и надеть черные одеяния. Если на могиле устраивалось поминальное пиршество, то посуда после него разбивалась и оставлялась там же.
Филис
Женщинам реже выпадала честь быть запечатленными на надгробии, чем мужчинам. Филис была исключением из этого правила, возможно потому, что она являлась дочерью могущественного спартанского царя. В Афинах существовал закон, запрещавший дорогие надгробия. Для возведения надгробия можно было нанять не более 10 человек и не более чем на три дня.



Поделиться ссылкой