Спорт в Древней Греции

Греческий идеал человека предусматривал совершенство душевных качеств и физической формы (калокагатия). Спортивные упражнения, способствующие здоровому телосложению, укреплению силы и атлетической ловкости, являлись частью системы воспитания гражданина и воина. Игры и состязания также были важнейшим выражением присущего всей греческой культуре агонального духа. О том, как много значили атлетические состязания и весь связанный с ними круг обычаев и социальных институтов в жизни греков, свидетельствуют многочисленные произведения искусства с изображениями спортивных игр, упражнений, а также статуи и бюсты атлетов, посвящения победителей игр, декреты, принятые в их честь и т. д.

Виды спорта

Пятиборье. Краснофигурное изображение
Пятиборье. Краснофигурное изображение, 520 г. до н. э. Лувр, Париж

Описание первых спортивных игр впервые встречается в поэмах Гомера. Наиболее ранним видом спортивных состязаний был бег. Греки различали бег на короткую дистанцию (1 стадий = 192,27 м), среднюю (2 стадия = 384,54 м) и длинную (от 7 до 24 стадий) . На средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега, существовал бег на 2 стадии в гоплитском вооружении, вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже только щит. В состав Панафинейских игр входил также эстафетный бег с факелом. Кроме беговых состязаний, для мужчин и мальчиков существовали еще и состязания для девочек. Вторым по древности видом спорта была борьба. Начиная с 708 г. до н. э. она входила в программу Олимпийских игр. Борцы различались по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не было. Основными используемыми приемами считались захваты и броски. Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника. Здесь большой вес мог обернуться для участника состязаний не достатком. Тренировки борцов включали поднятие тяжестей, упражнения в захватах и защитных приемах. Для поддержания веса использовалась специальная диета.

Кулачный бой был включен в программу Олимпийских игр с 688 г. до н. э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории, поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Допускались удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони; захваты, укусы и пинки ногами были запрещены. Большой вес давал бойцу серьезное преимущество, но одновременно ограничивал его подвижность. Огромное значение придавалось умению уклоняться от ударов с помощью обманных движений. Греки считали кулачный бой самым опасным видом спорта. Таких бойцов изображали и описывали с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боев, закончившиеся смертью одного из участников. Еще одной разновидностью силового спорта был панкратий. В программу Олимпийских игр он вошел в 648 г. до н. э. В этом спорте разрешались удары кулаком, локтем, коленом или ногой, захваты, сжатия, заломы, выкручивания суставов. Существовал запрет кусаться и царапаться, который, впрочем, постоянно нарушался. В кулачном поединке противники стремились нокаутировать друг друга сильным ударом и в то же время, опасаясь пропустить такой удар, обычно вели медленный бой на дальней дистанции. В панкратие руки бойцов не были защищены ремнями, и потому здесь бой происходил на близкой дистанции, с переходом к захватам и борьбе. Исход сражения решался неспособностью одного из бойцов его продолжать или добровольная сдача, символом которой был вытянутый указательный палец.

Самым знаменитым борцом был Милон Кротонский, который первый раз одержал победу в Олимпии еще мальчиком в 540 г. до н. э., а затем становился чемпионом еще пять или шесть раз. К этим победам он прибавил семь на Пифийских играх, десять — на Истмийских и девять — на Немейских. Милон был знаменит своим огромным ростом, силой и обжорством. Он мог взвалить на плечи трехлетнего быка, обойти с ним стадион, зажарить и съесть целиком в течение дня.
Борцы, мраморный рельеф
Борцы, мраморный рельеф, около 510 г. до н. э. Национальный археологический музей, Афины

Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 г. до н. э. и включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу. Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от участников разносторонних навыков как в легкой, так и в тяжелой атлетике. Правила соревнований доподлинно не известны. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их становилось только двое, и они должны были бороться за окончательную победу.

Гимнасии и палестры

Местом спортивных занятий служили гимнасии и палестры. Эти сооружения представляли собой большой прямоугольный двор с крытой галереей по периметру и примыкающими к ней помещениями для раздевания, умащения маслом, омовения и отдыха. Как правило, гимнасии строили за городом, в живописной местности с водными источниками и парковыми аллеями. Они могли включать целый комплекс дворов, крытых галерей и портиков, а также других помещений и мест для прогулки. В крытых галереях ставили каменные скамейки, где проводили свои занятия риторы и философы. Здесь же выставлялись произведения искусства, картины, мозаики и статуи. Гимнасии считались общественным достоянием, и для их содержания город ежегодно выделял определенную сумму денег. За порядком внутри, упражнениями и обучением юношества следил гимнасиарх, ежегодно избираемый из числа пользующихся влиянием граждан.

Палестры обычно строили в городской черте; они имели небольшие размеры и, как правило, принадлежали частным лицам. В основном они служили для занятий детей и юношей, которым до совершеннолетия запрещалось упражняться вместе со взрослыми в гимнасиях, возможно, ради предотвращения нежелательных домогательств. Учителями в палестрах назывались педотрибы, а в гимнасиях — гимнасты.Как упражнения, так и спортивные состязания греки проводили полностью обнаженными. Перед началом соревнований они натирались оливковым маслом, а песок, прилипший к коже, по окончании состязаний счищали специальными скребками — стригилми.

Спортивные игры

Самой большой известностью у греков пользовались четыре спортивных фестиваля: Олимпийские игры, проводившиеся с 776 г. до н. э. в июле — августе раз в четыре года в священной области Зевса в Элиде; Пифийские игры, известные с 582 г. до н. э. и праздновавшиеся также раз в четыре года в августе в храме Аполлона в Дельфах; Истмийские игры, учрежденные в 581 г. до н. э. в храме Посейдона на Коринфском перешейке в апреле — мае с периодичностью раз в два года; Немейские игры, устраивавшиеся в августе — сентябре начиная с 573 г. до н. э. в святилище Зевса в пограничной местности между Арголидой, Аркадией, Ахайей и Коринфом также раз в два года. По времени все игры выстраивались в определенную последовательность друг за другом, которую греки называли периодом. Таким образом, ни один год не обходился без состязаний.

Олимпийские игры

Наиболее древними и значимыми в Греции были Олимпийские игры. Они происходили в святилище Зевса Олимпийского в 60 км юго-восточнее Элиды.

Их возникновение приписывалось то самому Зевсу, то Гераклу. Дату первых достоверно известных состязаний, 776 г. до н. э., греки зачастую использовали как отправную точку для начала летоисчисления. Принимать участие в Олимпийских играх и быть на них зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. На время проведения игр для безопасности участников и гостей объявлялся Священный мир. Атлеты должны были прибыть в Элиду за год до начала игр и здесь готовиться к ним вместе, чтобы познакомиться и оценить силы друг друга. Фестиваль открывался торжественным шествием, атлеты, судьи и жрецы все вместе вступали в Олимпию, приносили жертвы и клялись бороться честно. Игры продолжались три дня, а начиная с 468 г. до н. э. — пять. На третий день состязаний устраивали главные жертвоприношения в священной роще Зевса. В последний день праздника вручались награды, победитель получал увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовую ветвь, а глашатай торжественно объявлял собравшимся его имя и город, откуда он был родом.

Награждение атлетов. Мозаика. Археологический музей, Олимпия
Награждение атлетов. Мозаика. Археологический музей, Олимпия

По возвращении домой победитель получал почести от сограждан, ему навстречу выходил весь народ. Олимпионик в роскошной пурпурной одежде въезжал в город на колеснице, запряженной четверкой коней.

Его сопровождала процессия конных и пеших граждан. Бывали случаи, когда для въезда победителя в город разбирали часть стены. В сопровождении сограждан олимпионик шел в храм и посвящал свой венок богу-покровителю города. Затем в его честь давался обед в пританее или зале для совещаний; сочинялись торжественные гимны, которые заказывались таким мастерам жанра, как Пиндар, Симонид Кеосский и Вакхи-лид. В Афинах имя олимпионика указывалось в документах рядом с именем архонта-эпонима, он освобождался от всех повинностей и пользовался почетным местом на играх и праздниках.

Одержав победу, олимпионик приобретал право поставить свой памятник в священной роще Зевса. Несмотря на то что его нужно было устанавливать за собственный счет, Павсаний, посетивший Олимпию около 180 г., утверждал, что в это время там размещалось примерно 200 статуй.



Поделиться ссылкой