Расцвет Киевской Руси пришелся на период правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054). К этому времени относится начало создания на Руси письменного законодательства. В 1016 г. появился Устав новгородцев (другое название Правда Ярослава). Этим уставом была начата кодификация (запись) нового права; сыновья Ярослава составили Правду Ярославичей (1072), которую дополнили Владимир Мономах и более поздние князья. Все эти законы составили Русскую Правду.
Большинство статей этого документа посвящено защите имущества жителей Руси, особенно собственности князей. Преступник, пойманный за кражу, должен был заплатить штраф и возвратить украденное. «Правда Ярослава» карала убийство кровной местью, но круг родичей, имевших право мстить, ограничивался отцом, сыном, братом, племянником. Если близких родственников у убитого не было, то убийца платил денежный штраф — виру. Более поздняя «Правда Ярославичей» запрещала кровную месть и признавала только виру.
Население Руси в основном состояло из свободных общинников. Община (вервь) отвечала за порядок на своей земле. Если на территории общины находили убитого, то вервь либо отыскивала убийцу, либо платила «дикую» (чужую) виру. Человек, не участвовавший в делах общины, не мог рассчитывать на ее помощь. Человек, покинувший общину или изгнанный из нее (изгой), сам должен был платить штрафы за преступления.
В конце XI—XII в. князья стали жаловать земли своим боярам. Эти земли переходили по наследству от отца к детям, потому и назывались вотчинами. Вотчинник использовал труд зависимых людей — холопов. Ими становились пленники, а также люди, проданные в рабство за долги. Холопы трудились на барщине — обрабатывали пашню боярина и выполняли другие работы в его хозяйстве. Никаких прав у холопов не было, господин мог распоряжаться ими по своему усмотрению, бить и даже убить. Кроме холопов в вотчинном хозяйстве работали лично свободные рядовичи и закупы. Первые заключали с господином договор (ряд). Закупы отрабатывали долг (купу). Были на Руси и зависимые крестьяне — смерды, в силу каких-то обстоятельств вынужденные жить на земле господина. Боярин выделял им в пользование надел, за что полагалось платить оброк натурой: отдавать часть урожая, приплода скота, продуктов, добытых промыслами (мед, воск, меха, рыбу).
На суде свидетели иногда давали разные показания, говорили сбивчиво. Тогда прибегали к «Божьему суду»: устраивали испытание для подсудимого, заставляя его рукой вытащить из огня кусок металла (тяжелые ожоги считались признаком виновности).