Раскол и бунты

Восьмиконечный старообрядческий крест
Восьмиконечный старообрядческий крест

XVII в. стал поистине трагическим в истории России. Даже после окончания Смуты страну сотрясали народные волнения. Разладу в сознании людей немало способствовала церковная реформа, затеянная в 1653 г. патриархом Никоном. Со времени принятия на Руси христианства накопилось много несоответствий между греческими и русскими православными обрядами. (Например, московитяне писали «Исус», а не «Иисус»; крестились двумя перстами, а не щепотью, как все прочие восточные христиане.) Никон, считая греческую церковь истинной, начал исправление церковных книг и обрядов. Нововведения были утверждены на Церковном соборе 1666-1667 гг. Реформы Никона вызвали раскол среди православных, многие восприняли их как посягательство на веру отцов. Церковь разделилась на никонианцев (сторонников Никона) и старообрядцев. Старообрядцы расходились с официальной церковью лишь в обрядах, но не в основах веры, поэтому патриарх назвал их не еретиками, а раскольниками. В то же время сами старообрядцы толковали реформы как наступление «царства антихриста» и ждали «конца света». Они жили общинами, молились, ели и пили только со своими единоверцами. За непокорность церковный собор предал раскольников проклятию.

«Бунташный век» вошел в историю грандиозными народными движения-восьмиконечный ми. Вначале грянули городские восстания — Соляной бунт (1648) и Медный бунт (1662), а потом вспыхнула крестьянская война. Весной 1670 г. донской атаман Степан Разин с отрядом казаков двинулся с Дона на Волгу. Разин говорил, что ведет войну с боярами и богатыми господами. К нему охотно присоединялись крестьяне, стрельцы, простой люд. Царицын сдался разницам без боя, в июле 1670 г. восставшие штурмом взяли Астрахань, без боя сдались хорошо укрепленные Саратов и Самара. «Многие лета нашему батьке! Пусть он победит всех бояр, князей!» — кричал народ. «За дело, братцы! — отвечал атаман. — Отомстим тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники». Поддавшись призывам к воле, крестьяне убивали помещиков и громили усадьбы. Вскоре в руках повстанцев оказалось все Нижнее Поволжье, к разницам присоединялись чуваши, татары, мордва, представители других народов. В сентябре 1670 г. Разин осадил Симбирск. Однако правительственные войска успели собраться с силами и одержали верх в сражении. Разин бежал на Дон, но был выдан царским властям. Атамана казнили в Москве на Красной площади в июне 1671 г.

В. И. Суриков. «Степан Разин». 1907 г.
В. И. Суриков. «Степан Разин». 1907 г.
Поводом к Соляному бунту в Москве послужило подорожание соли в четыре раза. Горожане начали штурмовать ворота Кремля. Даже стрельцы и московские дворяне примкнули к народу. Правительство вынуждено было пойти на уступки.



Поделиться ссылкой