Русская культура в XVII веке

Московские пригороды
Московские пригороды

Несмотря на всевозможные беды, войны и восстания, Россия в XVII в. переживала культурный подъем. Он сказался и на архитектуре. Возводились каменные храмы — нарядные, пышные, богато отделанные. Кирпичную кладку дополняли белокаменные вставки. Такие храмы росли по всей стране. Расцветало и деревянное зодчество.

В селе Коломенском появился шедевр архитектуры — царский дворец из семи теремов. Горожане украшали свои деревянные дома резьбой, расписывали ставни. Вся в деревянных и каменных кружевах, Россия удивляла своей красотой гостей из других стран, число которых росло.

Изобразительное искусство также развивалось. Появились светские художники-портретисты. Портреты тогда назывались «парсунами» (от слова «персона»). В мастерских Московского Кремля — Золотой и Серебряной палатах работали искусные ювелиры. В XVII в. работники этих палат делились по узким специальностям: «судовых дел мастера» выковывали сосуды, чеканщики, резчики, «черневых дел мастера» по рисункам знаменщиков украшали изделия узорами, изображениями и надписями.

Царская посуда
Царская посуда

Сильному государству были необходимы грамотные люди, и правительство все большее внимание уделяло образованию. Среди наставников выделялся Симеон Полоцкий, священнослужитель и писатель. В 1666 г. он переехал из Полоцка в Москву и стал обучать подьячих. А потом царь Алексей Михайлович поручил ему обучать своих детей — и мальчиков, и девочек. Для них были напечатаны книги с богатыми иллюстрациями, похожие на современные энциклопедии. Самой способной из царских дочерей была Софья. А сын Федор увлеченно изучал историю, латинский язык, занимался музыкой и сам сочинил несколько песнопений.

Школа в Московской Руси

Школа в Московской Руси

В Москве и других городах появились школы, где детей учили грамоте. В букварях того времени помещались не только буквы, но и молитвы, заповеди и толкование непонятных слов. Выразительность чтения была очень важна: заучивая тексты, их произносили нараспев. Грамоту изучали по славянским буквам — аз, буки, веди, складывая из них слоги и слова. Славянские буквы трудны для запоминания, а над ними еще ставили многочисленные значки — титло, чтобы различать ударения и интонации. Чтение тогда было трудным искусством. Но образованных людей становилось все больше и больше.




Поделиться ссылкой