Роль Великого шелкового пути

Великий шелковый путь — грандиозная система торговых караванных путей, которые связывали между собой страны Евразии. Он функционировал с II в. до н. э. до XV в. н. э. и достигал 7 тыс. км. За долгие столетия здесь возникали новые города, появлялись и гибли цивилизации, передавались и распространялись по всему миру открытия и изобретения. Разумеется, перевозили по этому пути не только шелк, но и чай, кофе, пряности, фарфор и золото. Из Китая в Европу пришли порох, компас и бумага. Торговые пути давали работу множеству людей.

Монумент в честь Великого шелкового пути в Самарканде
Монумент в честь Великого шелкового пути в Самарканде. Самарканд был основан около 700 г. до н. э. и в древности носил имя Мараканда. На Великом шелковом пути он занимал стратегическое положение, благодаря чему в VI—XIII вв. был больше, чем сегодня

Само название «Великий шелковый путь» впервые предложил в XIX в. немецкий историк К. Рихтгофен в книге «Китай». Однако шелк из Китая в страны Средиземноморья попадал уже в 1-м тысячелетии до н. э. В 138 г. до н. э. китайский император послал своего сановника Чжан Цяня с дипломатической миссией на север, где его захватили в плен кочевники хунну. Он сумел бежать от них только через десять лет и направился дальше на запад. Первым из китайцев Цянь побывал в Средней Азии, увидел там прекрасных лошадей, понял, каким спросом пользуются китайские товары, и в 126 г. до н. э. вернулся к императору с докладом и предложением наладить прямые торговые связи.

В 121 г. до н. э. через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня к Ферганскому оазису двинулся первый караван, груженый шелком и бронзовыми зеркалами. Это было начало Великого шелкового пути.

Бухара
Бухара — один из городов на Великом шелковом пути. В период его расцвета здесь было более 60 караван-сараев, где останавливались купцы из множества стран. Этот город был крупным научным и культурным центром

На этом пути имелось два маршрута. Южный шел из Северного Китая через Среднюю Азию в север Индии на Ближний Восток, а северный был проложен через Памир и Приаралье на Нижнюю Волгу и к Черному морю. Оба маршрута были связаны промежуточными путями.

Во времена Античности с регулированием этой системы справлялись четыре империи — Римская, Парфянская, Кушанская и китайская империя Хань. Когда они стали распадаться, в III—VI вв., Великий шелковый путь начал приходить в упадок. Положение стало улучшаться в конце VI в.

Более всего Шелковый путь процветал в VII — первой половине VIII в. В XIII в. Чингисхан разорил многие города, но Монгольская империя еще какое-то время регулировала эти маршруты.

Городище Цзяохе в Турфанской впадине
Городище Цзяохе в Турфанской впадине. Этот город был построен 3 тыс. лет назад и покинут в XII в.
Городище Отрара
Городище Отрара на территории современного Казахстана. На Великом шелковом пути город являлся одним из перевалочных пунктов. Разрушила его орда Чингисхана

В конце XIV в. этим же маршрутом прошел Тамерлан со своим войском, а его преемники не справились с обеспечением безопасности пути. В XV в. активизировалась морская торговля. Один большой корабль мог перевезти столько же грузов, сколько караван из тысячи вьючных животных, и морем до Китая добирались в два раза быстрее, чем по суше. Великий шелковый путь постепенно пришел в упадок. Однако караванная торговля между Средней Азией и Китаем продолжалась вплоть до XVIII в.

В настоящее время предпринимаются усилия по восстановлению Великого шелкового пути. Огромную роль играет в этом Транссибирская магистраль, связывающая Москву с Дальним Востоком. В 1990 г. ввели в строй первую смычку между Китаем и СССР (теперь Казахстаном). 11 января 2008 г. между Китаем, Монголией, Россией, Беларусью, Польшей и Германией было принято соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения между Пекином и Гамбургом. В 2013 г. введена в строй вторая смычка между Транссибом и железными дорогами Китая. Время транзита из Китая в Германию по этому маршруту составляет 11—15 дней, примерно на 20 дней меньше, чем по морю. Кроме того, Китай предложил концепцию Нового шелкового пути под лозунгом «Один пояс и один путь», в рамках которой разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем.

Городище Саурана
Городище Саурана — города на территории Казахстана, игравшего важную роль в караванной торговле в XIII—XVIII вв.

Дороже золота

Шелк не просто красив, он обеспечивал гигиену: в шелковых вещах не заводились вши. В Европе он ценился дороже золота, и китайцы строго оберегали свой промышленный секрет. Шелковые нити получали и получают из коконов тутового шелкопряда. Вывозить его кладки из страны воспрещалось под страхом смертной казни. Тем не менее в I—II вв. шелководство проникло в Среднюю Азию, а в V в. — в Иран.

Тутовый шелкопряд
Тутовый шелкопряд — бабочка, точнее ее гусеница, одомашненная в Китае несколько тысяч лет назад. Сегодня шелководство распространилось по всему миру, там, где климат позволяет выращивать шелковицу, чьими листьями откармливают гусениц шелкопряда

В VI в. из-за войн между Византией и Ираном пути поступления шелка в Европу были перерезаны. И тогда император Юстиниан Великий поручил двум монахам доставить драгоценных шелкопрядов в Константинополь. Они спрятали яйца бабочек в выдолбленные посохи и привезли их за тысячи километров из страны Серинды, которая была либо Китаем, либо Средней Азией.




Поделиться ссылкой