Чтобы защитить свою честь и достоинство, рыцарь мог вызвать на поединок равного себе. В течение веков поединок служил наиболее эффективным способом «сохранить лицо». Со временем церемониальные вызовы на поединок, которые посылали друг другу враждующие сеньоры и монархи, всё чаще стали рассматриваться как пустая, ни к чему не обязывающая формальность. Тем не менее позднее Средневековье знает примеры рыцарского благородства, напоминающие нам о подвигах легендарных рыцарей Круглого стола. В 1351 г. в Бретани произошла «битва тридцати», в ходе которой 30 французов во главе с маршалом Жаном де Бомануаром сразились с 30 англичанами под предводительством капитана Джона Бемборо, причём оба войска наблюдали за поединком, даже не помышляя вмешаться в него на стороне своих. В сражении при Грюнвальде (1410) немецкий рыцарь Дипольд Кикериц фон Дибер вызвал на поединок польского короля Владислава II
Ягелло; никто из польских рыцарей не осмелился этому воспрепятствовать, за исключением королевского секретаря Збигнева Олесницкого, не связанного нормами рыцарской этики. В том же году в бою у города Коронова поляки и немцы по взаимной договорённости два раза прерывали битву, чтобы передохнуть.
Старинные тяжбы и смертельная вражда могли разрешиться в судебном поединке. Истец публично оглашал своё обвинение или жалобу и в знак вызова бросал перчатку. Ответчик, принимая вызов, бросал свою перчатку истцу, после чего сеньор или король назначал место, время и оружие. В назначенный час оба противника являлись в полном вооружении. Перед крестом и Евангелием они клялись в правоте своего дела, а также в том, что не прибегнут к колдовству. На глазах множества зрителей противники сражались не на жизнь, а на смерть: победитель имел право добить поверженного врага. Если побеждённый предпочитал позор смерти и признавал себя виновным, его вытаскивали с поля боя за ноги, шлем разламывали на части, а конь, оружие и доспехи доставались распорядителям и судьям. Кроме того, побеждённого рыцаря лишали рыцарского достоинства.
В 1386 г. в Париже состоялся поединок между рыцарями Жаном Ка-ружем и Жаком Легри. Жена Каружа обвинила Легри в том, что тот в отсутствие её мужа нанёс ей тяжкое оскорбление. Каруж вызвал Легри на поединок, и парижский парламент разрешил дуэль. В случае победы Легри Каружа ожидала виселица, а его жену костёр. В итоге Каруж победил; труп Легри был отдан парижскому палачу, и тот вздёрнул его на виселицу.