Первые попытки соединить каналом Средиземное и Красное моря были сделаны еще в глубокой древности.При Рамзесе II (14 в. до н.э.) был прорыт канал, который соединил устье Нила, озеро Тимза и Красное море. В 7 в. до н.э. началось строительство второго канала, но закончен он был только на рубеже 5-6 вв. до н.э. В течение следующего тысячелетия канал неоднократно углубляли и расширяли, потом наступали периоды полного запустения, когда он становился непригоден для плавания.
В эпоху Великих географических открытий возникла потребность заново прорыть канал, но это не представлялось возможным. Наполеон Бонапарт в 1798 году создал отдельную комиссию для создания проекта канала, но к тому времени, когда проект был составлен, Наполеон уже отказался от этой идеи.
В 40-х гг. 19 века французский дипломат Ф. Лессепс выступил с новым проектом, согласно которому канал должен был напрямую соединить Средиземное и Красное моря. Благодаря большим связям и личному знакомству с вице-президентом Египта Саид-пашой, Лессепс добился разрешения основать компанию для строительства канала. Строительство началось в 1859 году. Технические трудности были огромными. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишенной пресной воды. В 1863 году закончилось строительство небольшого канала из Нила, по которому в пустыню поступала пресная вода для рабочих.
16 ноября 1869 г. Суэцкий канал был торжественно открыт. Длина его равнялась 160 км, ширина на поверхности 60-110 м, по дну 22 м (впоследствии увеличена до 37 м), глубина 8 м (впоследствии 9 метров). Для его проведения пришлось вынуть 75 миллионов кубических метров земли. Он начинается у Порта-Саида двумя каменными молами длиною в 2250 и 1600 м, которые защищают углубленный фарватер в Средиземном море от заносов нильским илом; затем он идет в южном, слегка уклоняющемся то к западу, то к востоку направлении, проходит через несколько соленых озер, прорезывает небольшую гряду холмов Эль-Кантара, на 95-м км вступает в большое соленое озеро, соединяющееся с Красным морем, пересекает его и на 156-м км достигает моря, но идет в нем еще 4 км.
Первоначально для прохождения через канал требовалось не менее 2 дней, но со времени устройства электрического освещения оно стало возможным день и ночь и потому время прохождения сократилось до 15-20 часов.