Легендарный Т-34

Т-34
На серийных Т-34 была установлена более длинная 76-мм пушка Л-11.

Советская Россия была единственной страной в мире, где колесно-гусеничный танк американского изобретателя Кристи породил целое семейство быстроходных боевых машин. Это объясняется тем, что наша огромная страна не имела в то время ни отечественных автомобилей, ни грузовиков, ни тем более танковозов, способных доставить танк к передовой.

Даже гордость советского автопрома — знаменитые «эмка», «полуторка» и «захар» — были моделями Форда, которые выпускались на заводах, построенных им в СССР. Нашей армии был необходим танк, который мог бы проезжать большие расстояния на колесах, а в бой идти на гусеницах.

Танки Кристи были куплены в 1930 г. Через год начался выпуск быстроходных танков БТ. На колесах они двигались со скоростью 70 км/ч, на гусеницах — 50 км/ч. Но при движении на колесах ведущими были только последние катки, и на них танк мог передвигаться лишь по твердой местности.

После войны в Испании советские военные заказали танк, который после потери гусениц в бою мог бы передвигаться на колесах и по бездорожью. В 1938 г. конструктор Михаил

Кошкин создал такой колесно-гусеничный танк Т-29 на основе среднего Т-28. Благодаря трем парам ведущих колес Т-29 довольно сносно мог ехать и вне дорог. Но танк оказался сложным в производстве и ненадежным в эксплуатации.

Тогда Кошкину заказали два новых танка: колесно-гусеничный А-20 и более простой в производстве и надежный в эксплуатации чисто гусеничный танк А-32. На испытаниях военные были в восторге от колесно-гусеничного А-20 и высказались против А-32, даже несмотря на то, что он был лучше бронирован. Дерзкого конструктора поддержал лишь один Сталин, предложив довести до новых испытаний обе машины. Окрыленный доверием руководителя страны, Кошкин представил на конкурс танк А-34 с противоснарядным бронированием и 76-мм пушкой, А-20 же имел лишь противо-пульную броню и 45-мм пушку. Военные ратовали за А-20, пусть сложный, слабый, но зато на колесно-гусеничном ходу. Сталин, любящий все основательное и крепкое, был за хорошо вооруженный гусеничный А-34. Вождю перечить не стали, и гусеничный танк Кошкина с противоснарядным бронированием и 76-мм пушкой был принят на вооружение под названием Т-34.

Так появился самый знаменитый танк Второй мировой войны. Уникальность Т-34 заключалась в достижении гармонии между плохо совместимыми качествами боевой машины. Хорошее бронирование не сказалось отрицательно на скорости, проходимости, маневренности и запасе хода. Неудивительно, что этот простой в обслуживании и не очень сложный в производстве танк полюбили не только наши танкисты, но и все те, кто воевал на нем в разных уголках планеты.

«Нет ничего страшнее танкового боя с более сильным противником, — писал позднее немецкий генерал Лангеман. — Не по численности (к этому мы давно привыкли), а с более совершенными машинами — вот что ужасно! Вы напрягаете свой двигатель, но ваш танк лишь беспомощно молотит гусеницами в пробуксовке. Зато как проворны Т-34 и как они лихо взбираются на косогоры. Русские преодолевают болото быстрее, чем вы повернете башню! Открывая огонь с запредельных для нас дистанций, орудие Т-34 посылает снаряд с чудовищной пробивной энергией и высокой точностью. Когда он влетает в наш танк, то за оглушительным ревом вспыхнувшего топлива мы уже не слышим криков наших товарищей. Остановить это русское чудовище может лишь 88-мм зенитка».




Поделиться ссылкой