Первые английские, французские и голландские колонии в Северной Америке возникли в начале XVII в. У европейцев сразу же начались вооружённые конфликты — как между собой, так и с индейцами. Воюя друг с другом, европейские колонисты часто брали индейцев в союзники, а для борьбы с самими индейцами использовали их межплеменную рознь, заключая союзы с одними племенами против других.
Так, в 1609-1616 гг., чтобы вытеснить племена ирокезов из долины реки Святого Лаврентия, французы привлекли на свою сторону гуронов и алгонкинов. Франко-ирокезские войны вспыхивали на протяжении всего столетия. Но в 1642—1653 гг. войну спровоцировали голландцы, вооружив ирокезов, а войны 1656— 1665 и 1684—1689 гг. произошли при подстрекательстве англичан.
В XVIII в. основными противоборствующими силами в Северной Америке стали Англия и Франция. В 1754 г. между ними началась большая война, в ходе которой обе стороны использовали помощь индейских союзников. С 1756 г. война продолжилась и завершилась в 1763 г. поражением французов. По Парижскому миру Франция теряла Канаду и все земли восточнее Миссисипи. Но англичане не долго праздновали победу. Во второй половине XVIII в.
Англия потеряла значительную часть своих североамериканских колоний в результате образования США и их Войны за независимость.
Что касается войн североамериканских колонистов с собственно индейцами, то в XVII—XVIII столетиях большая часть этих вооружённых конфликтов представляла собой взаимные набеги с целью грабежа и уничтожения поселений друг друга. Европейские военные предприятия ещё не преследовали целей по систематическому широкомасштабному захвату новых территорий.
Положение изменилось в начале XIX в., когда колонисты недавно возникших США утвердились и почувствовали собственную силу. В первой половине столетия американцы захватили индейские земли к востоку от Миссисипи, изгнав индейцев на запад. Жертвами военных действий стали племена семинолов и чироки. Но в 1862 г. американское правительство издало закон о заселении земель и к западу от Миссисипи, в результате чего в последующее десятилетие многие индейские племена были истреблены или загнаны в резервации.
Надо сказать, что официально никакой войны с индейцами не велось и какой-то специальной программы их уничтожения также не существовало. Но, используя любой незначительный повод, американские власти нарушали мирные договоры с индейскими племенами и развязывали вооружённые конфликты. Де-факто шло планомерное истребление индейцев. При попустительстве властей против индейских племён применялись самые бесчеловечные способы ведения войны. Так, зная о том, что индейцы не переносят некоторые заболевания, американцы намеренно заражали их. Например, среди туземцев распространялись одеяла и одежда больных оспой. А порой им даже делались смертоносные прививки этой болезни.
Показателен случай, произошедший в 1837 г. с американской торговой компанией в Сент-Луисе. Её торговцы к тому времени добрались до верховий Миссури, где скупали у индейцев пушнину. Торговля велась бойко, но вскоре у фирмы появились конкуренты, которые более выгодными сделками переманили к себе многих индейских охотников, особенно из племени черноногих. Дабы устранить конкурентов, компания решила уничтожить ненужных ей теперь индейцев. В факторию Форт Юнион отправили человека, больного оспой. Управляющий факторией заранее пригласил туда же 500 охотников-индейцев, прежде работавших на компанию. Обманным путём индейцам ввели кровь оспенного больного, и спустя две недели уже всё племя заразилось смертельной болезнью.
Когда через какое-то время белые американцы посетили одну из деревень племени черноногих, то увидели там жуткую картину: около вигвамов валялись сотни трупов, и лишь две ещё живые индианки пели погребальные песни. Компания же не только не была наказана за применение по сути дела бактериологического оружия, но даже сумела получить дополнительную выгоду от гибели бывших компаньонов. Мародёры не побрезговали снять с умерших индейцев сшитую из качественных бизоньих шкур одежду и успешно распродали её в магазинах компании.
Другим способом ведения необъявленной войны против индейцев стало поголовное истребление бизоньих стад. Для индейцев-охотников североамериканских прерий бизоны являлись основным источником существования. Зачем воевать с краснокожими, которые к тому же нередко оказывают яростное сопротивление, если можно обречь их на голодное вымирание, уничтожив бизонов.
Этот план стал успешно претворяться в жизнь. Так, если в 1850 г. в прериях паслось около 50 млн бизонов, то к 1900 г. осталось всего 80 (!) животных. Массовое истребление бизонов не было только результатом необузданной погони за прибылью. И бизоньи шкуры, и миллионы тонн бизоньего мяса часто оставались гнить в прериях. В большинстве случаев это было уничтожением основного источника существования индейцев в плодородных землях к западу от Миссисипи.
К 70-м гг. XIX в. почти все индейские племена США удалось загнать в резервации. Но и там им не было покоя. Показательны войны белых американцев с племенами дакотов и апачей. В 1837 г. восточные Дакоты были изгнаны за Миссисипи и расселены в штате Миннесота. Но с началом освоения Дикого Запада дакотов опять выдворяют, на этот раз в суровые Чёрные горы. Вскоре там обнаружили золото, и это стало смертным приговором краснокожим.
Конечно, индейцы сопротивлялись уничтожению и даже одерживали победы над американскими войсками, как, например, в сражении на реке Литтл-Бигхорн. Здесь 25 июня 1876 г. отряд командира 7-го кавалерийского полка и героя Гражданской войны генерала Джорджа Армстронга Кастера численностью около 500 солдат атаковал большую стоянку индейцев — до 15 тыс. человек. Число способных носить оружие составляло не более 4 тыс. Тем не менее Кастер, прозванный индейцами Крепким Задом, явно недооценил ни численное превосходство противника, ни его способность к организованной обороне. К тому же генералу не терпелось разгромить краснокожих накануне 100-летнего юбилея США Верховным вождём разноплемённого индейского поселения был индеец по имени Сидящий Бык.
Для атаки Кастер разделил свой отряд на три части. 215 человек во главе с самим генералом наносили основной удар с севера, 140 человек майора Маркуса Рено — с юга, а 125 солдат капитана Фредерика Бентина обходили индейскую стоянку с тыла. Нападение было совершенно неожиданным для индейцев, однако они смогли быстро собраться и сами перешли в наступление. Атака майора Рено захлебнулась, и его солдаты стали отступать сначала к ближайшему лесу, а затем на холм. Туда же чуть позже отошли и люди капитана Бентина. Тем временем индейцы во главе с другим своим лидером, Бешеным Конём, зажали основные силы Кастера в клещи и полностью уничтожили их. В сражении пали 265 американцев, в том числе и сам генерал Кастер, 49 были ранены. Индейцы потеряли около 50 человек убитыми и 160 ранеными.
Несмотря на эту и другие победы, долго противостоять всей мощи федеральных войск индейцы не могли. Часть из них вместе со своим вождём Сидящим Быком ушла в английскую Канаду. Оставшиеся дакоты были истреблены или разогнаны по резервациям.
Последнее столкновение американских войск с дакотами произошло 29 октября 1890 г. в местечке Вундед Ни. Здесь индейцы тайком покинули резервацию для исполнения ритуального обряда. Армейский отряд взял их в кольцо, разоружил, а затем расстрелял из винтовок и артиллерийских орудий. Погибли почти 400 человек, в том числе женщины и дети.
Такую же войну — не на жизнь, а на смерть — в США пришлось вести индейскому племени апачей. Их борьба длилась около 30 лет. Дважды, в 1877 и 1881 гг., индейцы, загнанные в голодную пустыню Сан-Карлос, пытались вырваться из резервации, но в 1883 г. пятитысячный отряд американских войск генерала Крука и несколько мексиканских полков окончательно сломили сопротивление апачей.
Данные о численности североамериканских индейцев во времена первых их контактов с европейцами в XVII в. различаются, но в любом случае речь идёт о миллионах. Так, по подсчётам современного американского исследователя-демографа Расселла Торнтона, численность доколумбового населения Северной Америки (территорий нынешних США и Канады) составляла минимум 9—12,5 млн человек. Другие учёные склоняются к цифре 15 млн человек. В 1890 г., после завершения войн с индейцами и освоения белыми колонистами Дикого Запада, индейское население США насчитывало лишь 250 тыс. человек.
На сегодняшний день в англосаксонской Северной Америке проживает около 1 млн индейцев, тогда как в Латинской Америке их насчитывается до 40 млн. Почему же, несмотря на широко известные зверства испанцев при освоении Америки, индейцы в испанских и португальских колониях не только выжили, но и сохранили свою самобытную культуру? Есть несколько объяснений. Одно из них обращает наше внимание на различное отношение к индейцам испанцев-католиков и англосаксов-протестантов. Протестанты оказались более нетерпимыми к инакомыслию и иной культуре.
Ещё в середине XVI в. в католической Испании шли жаркие споры о том, как относиться к населению вновь открытых земель. Доминиканский монах Бартоломе де Лас Касас (1474—1566) выступал в защиту индейцев, утверждая, что весь человеческий род един, а дикие народы Земли можно сравнить с необработанной почвой, плодородие которой проявится благодаря труду и возделыванию, и она принесёт неиспорченные и полезные плоды. В конечном счёте, у католиков возобладала подобная точка зрения: индейцы — «дети природы», которых надо покорить, обратить в христианство и привести к цивилизации. Поэтому в Латинской Америке уже к XVI в. целенаправленное уничтожение индейцев прекращается.
Напротив, пуританское духовенство англосаксонских колонистов Северной Америки утверждало, что индейцы — дети дьявола. И, значит, индейцев можно уничтожать, а их земли забирать себе. Позже в просвещённом XIX столетии этот религиозный принцип первых североамериканских колонистов преобразовался в новое, более рационалистическое отношение. Дикие индейцы, неразумно использующие свои земли, станут рассматриваться как помеха на пути к развитию и процветанию Америки. Потому на севере их продолжат уничтожать с ещё большим размахом, а оставшихся загонять в резервации.
Чтобы представить масштаб уничтожения коренных жителей Северной и Южной Америки европейскими колонизаторами, нужно иметь более или менее реальное представление об их численности в доколумбову эпоху. По подсчётам таких современных американских исследователей, как историк Дэвид Станард, в конце XV в. население обоих континентов составляло от 100 до 145 млн. Сегодня в Америке живёт около 40 млн индейцев.
В целом приобщение индейских народов обеих Америк к благам европейской цивилизации, даже с учётом относительного восстановления их численности в XX в., обернулось для них настоящим геноцидом и обошлось им как минимум в 60—100 млн человеческих жизней.