Из рассказов индейцев испанцы узнали о существовании неких богатых золотом стран в глубине нового материка. На основании этих слухов со временем возникла легенда об Эльдорадо, постоянно будоражившая воображение алчущих золота испанских колонистов.
В 1519 г. очередная испанская экспедиция на материк для поиска неведомого государства индейцев была предпринята по поручению губернатора Кубы Диего Веласкеса. Экспедицию возглавил весьма образованный офицер Эрнан (Фердинанд) Кортес (1485—1547), который вскоре стал действовать совершенно самостоятельно.
18 февраля 1519 г. флотилия Кортеса, состоявшая из 11 кораблей, покинула Кубу и двинулась к полуострову Юкатан. Экспедиционный отряд насчитывал около 700 человек, среди которых было 16 кавалеристов и до 200 кубинских индейцев. Огнестрельное вооружение отряда насчитывало 10 тяжёлых и 5 лёгких полевых пушек, а также 13 аркебуз (тяжёлых ружей).
Кортес направил свои корабли вдоль северо-западного побережья Юкатана. Крейсируя вдоль побережья, он собирал сведения о будущем противнике: о государстве астеков (ацтеков), о его правителе Монтесуме (Монтекухсоме Шокойоцине) и о подчинённых ему племенах. Позже эти знания Кортес умело использовал для раскола государства астеков и привлечения их прежних союзников, или данников, на свою сторону.
Известия о необычных чужеземцах достигли и Монтесумы. Индейцы до той поры никогда не видели ни белых бородатых людей, ни громоподобного огнестрельного оружия, ни лошадей, ни всадников на лошадях и восприняли испанцев как демонов или посланцев своего могущественного бога Кецалькоатля (Пернатого Змея). Потому властитель астеков попытался откупиться от пришельцев драгоценными дарами. Но золото, полученное испанцами, ещё больше распалило их желание двинуться на покорение страны.
21 апреля 1519 г. Кортес высадился на мексиканском побережье и основал опорный лагерь, впоследствии город и порт Веракрус. В октябре колонизаторы двинулись на столицу астеков, город Теночтитлан. По пути Кортесу удалось склонить на свою сторону давних противников астеков — племенной союз тлашкальцев (тласкалан). Вместе с их многотысячной армией силы испанцев стали даже превосходить войска Монтесумы. Отряды, посланные властителем астеков против наступавших захватчиков, потерпели поражение. После того как испанцы разрушили город Чолулу, религиозный центр почитания бога Кецалькоатля, Монтесума смирился с поражением и решил пригласить Кортеса в Теночтитлан, по-видимому рассчитывая » заключить союз с «белыми посланцами Пернатого Змея».
8 ноября 1519 г. столица астеков торжественно встречала Кортеса и его людей. Конечно, ни о каком союзе с Монтесумой захватчики и не думали. Им нужна была безраздельная власть над страной и её богатствами. Очень скоро Монтесума оказался пленником испанцев, а неисчислимые золотые сокровища астекских правителей поступили в полное распоряжение Кортеса.
Тем временем губернатор Кубы Веласкес послал вслед за Кортесом новую экспедицию на 18 кораблях, которая должна была арестовать непокорного конкистадора и прибрать к рукам награбленное им. Кортес оставил Теночтитлан и с небольшой частью своих людей устремился навстречу прибывшему отряду испанцев, состоявшему из 900 человек, в том числе 100 всадников при 72 пушках. Неожиданным нападением и посулами богатств Кортес переманил значительную часть солдат и офицеров на свою сторону.
В отсутствие Кортеса в мае 1520 г. в Теночтитлане против испанцев вспыхнуло восстание. Кортес вернулся в столицу астеков и пытался утихомирить индейцев с помощью Монтесумы. Но народ забросал бывшего вождя камнями и стрелами. От полученных ран Монтесума скончался, а испанцы и их союзники тлашкальцы оказались осаждёнными во дворце. В ночь на 2 июля 1520 г. Кортес вырвался из окружения, потеряв при этом три четверти своего отряда. Но астеки не преследовали разбитого противника, и это дало испанцам возможность оправиться от поражения, а также подготовить новый поход на Теночтитлан.
Получив подкрепление с Кубы и Гаити и подчинив себе ряд индейских племён, Кортес решил атаковать столицу астеков не только с суши, но и со стороны озера Тескоко. Для этого испанцы построили несколько небольших галер и вооружили их пушками. В мае 1521 г. Кортес во главе союзного испано-индейского войска подошёл к Теночтитлану и блокировал его. Осада столицы продолжалась три месяца. Оборону возглавил новый правитель астеков Кваутемак (Куаутемок). После того как испанцы разрушили городской водопровод, положение защитников города стало отчаянным. Астеки сражались храбро, но, измученные жаждой, голодом и эпидемией занесённой европейцами оспы, постепенно сдавали позиции.
13 августа 1521 г. одна из испанских галер перехватила на озере индейскую лодку, в которой оказались правитель Кваутемак с семейством и другие индейские предводители. После их пленения защитники Теночтитлана сдались. Держава астеков прекратила своё существование.
Одержав победу, испанцы полностью разрушили столицу астеков. Величественные языческие храмы и дворцы взрывали, а камень использовали для строительства церквей и домов в новом городе завоевателей, получившем название Мехико. Покорённые племена индейцев принуждены были работать на испанцев. Из-за непосильного труда, эпидемий и жестокости со стороны завоевателей индейское население Мексики быстро сокращалось.
Уничтожив империю астеков, испанцы занялись завоеванием их северо-восточных соседей — майя, живших на полуострове Юкатан. Из всех индейских народов майя достигли наибольших успехов в развитии культуры и письменности, но их государство в XVI в. находилось в упадке, развалившись на два десятка мелких обособленных государств. Хотя европейцы открыли земли майя раньше Мексики, три экспедиции (1511, 1517 и 1518 гг.), посланные для их захвата, потерпели неудачу. Первое столкновение Кортеса с индейцами также произошло на земле одного из племён майя — чонтали. Но на Юкатане не было золота, потому до конца 20-х гг. XVI в. конкистадоры обходили полуостров стороной. Сомнительная честь завоевания Юкатана принадлежит Франсиско де Монтехо, о котором говорили, что у него был обычай кормить своих собак мясом убитых индейцев. Его сыновья завершили завоевание полуострова. В 1546 г. в крупном сражении были разбиты последние отряды сопротивлявшихся юкатанских майя, а в 1697 г. пал последний свободный город майя — Тайясаль.
Экспедицию, закончившуюся завоеванием другого крупного индейского государства — империи инков, предпринял Франсиско Писарро (между 1470 и 1475—1541). Эта колониальная война очень напоминала мексиканскую кампанию Кортеса.
В январе 1531 г. Франсиско Писарро возглавил свою третью экспедицию для поиска и покорения неведомого государства индейцев в Южной Америке. Численность его отряда постоянно менялась, но не превышала 400 человек. На вооружении имелось огнестрельное оружие — пушки и аркебузы, а также лошади, поначалу наводившие на южноамериканских индейцев суеверный страх.
Высадившись на берег, Писарро основал в устье реки Чиры опорный лагерь — впоследствии город Сан-Мигель. Отсюда, после тщательной разведки, испанцы повели наступление на Тауантинсуйу — так называлось государство инков, объединявшее различные племена индейцев (в основном кечуа) и где собственно инки составляли лишь правящую династию.
Незадолго до появления Писарро на границах Тауантинсуйу там только что закончилась междоусобная война двух претендентов на престол. Власть захватил Атауальпа, незаконнорождённый сын Единственного Инки Уайна Капака. Своего брата Уаскара, законного наследника, победитель заключил в тюрьму. Но многие в Тауантинсуйу считали это несправедливым. Узнав о распрях среди индейцев, Писарро поспешил этим воспользоваться и 21 сентября 1532 г. выступил в поход.
Отряд испанцев беспрепятственно преодолел Анды (индейцы не защищали горные перевалы) и в ноябре подошёл к городу Кахамарка. Инка Атауальпа уже знал о приближении странных белых людей и решил лично встретить их в своей ставке. Это стало его роковой ошибкой. Писарро, используя опыт Кортеса, заранее рассчитывал при первой же возможности захватить правителя Тауантинсуйу. Лишившись предводителя, индейцы обычно терялись и прекращали сопротивление либо начинали междоусобицы. Так случилось и на этот раз. 16 ноября 1532 г. во время торжественной церемонии встречи испанцы неожиданно напали на Атауальпу и захватили в плен. Произошло это следующим образом.
Встреча чужаков с владыкой Тауантинсуйу должна была состояться на площади Кахамарки. Но когда многотысячная торжественная процессия вынесла туда золотые носилки с божественным Сыном Солнца, Единственным Инкой Атауальпой, испанцев на месте не оказалось. Атауальпа разгневанно спросил, где же белые пришельцы. Тогда вперёд с крестом и Библией в руках вышел доминиканский монах Вальверде. Он обратился к Инке с проповедью христианства и в конце потребовал, чтобы тот отрёкся от «языческих заблуждений» и покорился испанскому королю. Как ни старался переводчик Фелипильо, но за эти несколько минут владыка Тау-антинсуйу не смог понять ни учения о странном христианском Боге, ни то, почему он, Атауальпа, должен подчиниться белому королю, живущему далеко за морем. Тогда Инка спросил монаха, на чём основаны его немыслимые требования. В ответ Вальверде протянул Библию. Атауальпа с удивлением полистал книгу и бросил её на землю.
По мнению католического монаха, это означало одно — отказ от принятия христианства. Вальверде закричал: «Убейте их! Уничтожьте язычников! Всем вам даю отпущение!..». После чего в дело вступили солдаты Писарро, укрывавшиеся в засаде. Педро де Кандиа выстрелил из пушки. Испанцы перекрыли выходы с площади, разогнали и перебили свиту Атауальпы, а самого вождя пленили.
Вечером испанцы праздновали победу. Писарро разрешил, чтобы Инке вернули его свиту и жён. Когда Инка узнал, что испанцы больше всего на свете ценят золото, он с лёгкостью предложил Писарро огромный выкуп, тем более что сами индейцы к золоту относились спокойно. В обмен на свою свободу Атауальпа предложил наполнить золотом комнату на высоту вытянутой им руки и выполнил своё обещание. В результате Писарро получил около 6 т золота и 12 т серебра.
Во время пленения испанцами Инки Атауальпы близ Кахамарки находилась пятитысячная индейская армия. Однако её полководец Руминьяуи, узнав о захвате своего повелителя, не только не пришёл ему на помощь, но поспешно увёл своё войско на север. Дело в том, что у Руминьяуи были личные интересы: без Атауальпы он становился полновластным правителем царства Киту, одной из составных частей империи инков. Лишившись царя, государство инков начало распадаться на враждующие лагеря. Испанцы сознательно подогревали возникшие противоречия. Так, индейские войска сторонников Уаскара помогли испанцам подавить сопротивление сторонников Атауальпы, а для подавления восставшего Руминьяуи захватчики привлекли на свою сторону индейцев каньяри, давних противников государства Киту.
29 августа 1533 г. испанцы казнили Атауальпу. Получив от него несметные сокровища в качестве выкупа, Писарро вовсе не собирался его отпускать. Ещё до этого сам Атауальпа, находясь в плену, приказал умертвить в тюрьме своего брата Уаскара. В последующей междоусобной борьбе правящая династия Инков уничтожила сама себя. 15 ноября 1533 г. испанские отряды при поддержке многочисленной кечуанской армии во главе с Манко, братом покойного Уаскара, захватили Куско, и на следующий день Манко был провозглашён Единственным Инкой. Его сторонники искренне верили, что испанцы посланы богом Виракочей, чтобы восстановить справедливость и вернуть власть «законным» наследникам. Но, подавив сопротивление сторонников Атауальпы, испанцы потеряли всякий интерес к наследникам Уаскара. И вскоре сам Манко Инка оказался в цепях. Испанцы требовали от него огромного выкупа. Наученный печальным опытом Атауальпы, Манко Инка обманул испанцев, бежал и в феврале 1536 г. поднял антииспанское восстание.
Но восстали далеко не все племена индейцев. Северные области страны, где были сильны сторонники Атауальпы, не откликнулись на призыв Манко. А индейцы каньяри и чачапойя, издавна ненавидевшие господство Инков, остались союзниками испанцев.
К тому времени численность самих испанцев в стране инков значительно возросла. На помощь Писарро в Перу прибывали новые отряды головорезов. На первых порах восставшие имели успех и осадили Куско, в котором находился испанский гарнизон. Испанцы пытались атаковать ставку Манко с целью обезглавить восставших, но потерпели полное фиаско. Индейцы уже разуверились в божественной природе испанцев и не испытывали страха ни перед огнестрельным оружием, ни перед диковинными лошадьми.
Когда началось восстание, сам Франсиско Писарро находился в городе Сиудад-де-лос-Рейес (современная Лима — столица Перу), который он основал в 1535 г. Пять экспедиций, посланных им на помощь гарнизону Куско, были разгромлены индейцами. А вскоре и сам Писарро оказался осаждён в своей ставке.
Однако, несмотря на численное превосходство, повстанцы уступали завоевателям в организованности и часто действовали несогласованно. Писарро же, получив подкрепление, предпринял шестой поход на Куско и деблокировал город. В 1538 г. недалеко от города Амайбамба войска Манко Инки понесли поражение. Сам он бежал в труднодоступную горную местность Вилькапампа, откуда продолжил борьбу с завоевателями.
Завоевание Тауантинсуйу завершилось уже после смерти Франсиско Писарро в 1541 г. В 1544 г. Манко Инка погиб от рук наёмных испанских убийц. Но мятежный район Вилькапампы не был покорён. Борьбу с испанцами продолжили сыновья Манко новые Единственные Инки — Титу Коси, а затем Тупак Амару. Лишь в 1572 г. вице-королю Франсиско де Толедо удалось тайно подготовить военную экспедицию и внезапным ударом захватить Вилькапампу. Тупак Амару был схвачен и казнён. Франсиско де Толедо постарался уничтожить и иных членов правящей династии. Таким образом, завоевание испанцами государства инков продолжалось более 40 лет, с 1531 по 1572 г.
Как и в других частях Америки, в Перу и Чили испанцы сразу же приступили к жесточайшей эксплуатации индейцев и природных богатств их стран. Местных жителей, в основном населявших высокогорные районы Анд, в большом количестве переселяли в тропические низины, где использовали в качестве рабов на плантациях коки. Непривычные к жаркому влажному климату, измождённые каторжным трудом, они, стремительно вымирали. По данным современников, за пять месяцев численность занятых на плантациях сокращалась на 50 %. Ещё хуже было на серебряных рудниках. Современник сообщал: «Если 20 здоровых индейцев опустятся в шахту в понедельник, только половина может подняться из неё искалеченными в воскресенье».
Менее чем за 70 лет с начала колонизации бывшей империи инков численность коренного населения на этой территории (нынешние Чили и Перу) сократилась с 14 млн до менее 1 млн человек.