История военных вертолетов

Первый вертолет – летательный аппарат, поднимаемый в воздух винтом на вертикальной оси, взлетел в 1907 г. Но до 1930-х гг. вертолеты преодолевали не больше километра, и лишь в 1940-е усовершенствовались настолько, чтобы заинтересовать военных. Значимость для армии вертолеты показали в Корейской войне, в 1950-е гг.

Вертолеты оставались экспериментальными машинами, пока американский конструктор русского происхождения И.И.  Сикорский в 1943 г. не создал машину, пригодную для серийного производства. Вертолеты Сикорского поступили в опытную эксплуатацию в армию США, и военные начали нарабатывать опыт их применения. Преимущества возможности взлететь и сесть на любом пятачке продемонстрировал на войне в Корее легкий вертолет 1948 г. Н-13 (H – от англ. helicopter, «вертолет»).

Легкий вертолет Н-13 «Белл». США. 1948 г.
Легкий вертолет Н-13 «Белл». США. 1948 г.

Прозванный «ангелом милосердия», Н-13 оперативно доставлял из зоны боев в госпитали раненых американских солдат, перевозя их по двое в капсулах, установленных по бокам кабины. В Корее армия США «вошла во вкус» в части использования вертолетов. Если к началу войны у американцев воевали всего 56 вертолетов, то к ее концу их число перевалило за тысячу.

В 1950 г. военных всего мира впечатлили вертолеты Н-19, высадившие в горах Кореи роту десантников и доставившие им 8 т боеприпасов. Советские ВВС тогда заказали КБ М.Л. Миля срочную разработку вертолета такой же грузоподъемности. Всего через 7 месяцев появился прототип Ми-4 для перевозки 12 солдат. В 1952 г. в СССР создали вертолет вдвое большей вместимости – Як-24 продольной схемы. Подобный вертолет Н-21 в том же году построили в США. Вертолеты грузоподъемностью 2–4 т расширили транспортные возможности армейцев по перевозке войск, снаряжения и боеприпасов.

Вертолет Н-19 «Сикорский». США. 1949 г.
Вертолет Н-19 «Сикорский». США. 1949 г.

Когда советские конструкторы получили задание на создание вертолета большой грузоподъемности, они отказались от поршневого двигателя в пользу газотурбинного (турбовального) двигателя (ГТД). Он похож на ТВД, но вращает не тянущий винт, а редуктор, раздающий вращение на несущий ротор и хвостовой винт. В 1957 г. ГТД получил первый советский реактивный вертолет Ми-6, в то время – самый большой вертолет в мире. Американский тяжелый вертолет СН-47 «Чинук», прототип которого поднялся в воздух в 1961 г., тоже оснащен ГТД.

Ми-1 СССР. 1948 г.
Ми-1 СССР. 1948 г.
Як-24. СССР. 1952 г.
Як-24. СССР. 1952 г.

Главный недостаток вертолета – небольшая скорость, в 1950-е гг. она не превышала 250 км/ч. Конструкторы стали создавать более скоростные машины – винтокрылы, которые кроме несущих роторов имели еще крылья и «самолетные» тянущие винты. В 1960 г. появился первый в СССР «полноценный» винтокрыл Ка-22. Но, оказавшись слишком сложным и дорогим, Ка-22 не смог конкурировать с Ми-6. Несмотря на удачные испытания, не нашел заказчиков и британский винтокрыл «Ротодайн» (1962).

Ка-15. СССР. 1953 г.
Ка-15. СССР. 1953 г.

Первым оружием вертолетчиков стали пулеметы, стоявшие в кабинах и стрелявшие через проемы дверей. Французы первыми решили усилить огневую мощь «вертушек», до зубов вооружив легкий многоцелевой «Алуэтт III» – вертолет, воевавший в Алжире (1954– 1962 гг.). «В дверях» у него установили 20-мм пушку, а на пилонах (внешних креплениях) подвесили неуправляемые и управляемые ракеты. Позже появились специализированные вертолеты для огневой поддержки пехоты и борьбы с танками.

Винтокрыл Ка-22. СССР. 1961 г.
Винтокрыл Ка-22. СССР. 1961 г.

В 1961 г. поднялся в воздух прототип самого популярного вертолета в мире Ми-8. Новую машину «замаскировали» под модификацию проверенного Ми-4, хотя это был совершенно новый вертолет. Конструкция Ми-8 оказалась настолько удачной, что он стал самым востребованным вертолетом в истории – более 13 000 построенных машин, и продолжает совершенствоваться, не исчерпав до конца свои возможности.

Винтокрыл «Ротодайн». Великобритания. 1962 г.
Винтокрыл «Ротодайн». Великобритания. 1962 г.
Ми-4. СССР. 1952 г.
Ми-4. СССР. 1952 г.
Легкий вертолет «Алуэтт III». Франция. 1959 г.
Легкий вертолет «Алуэтт III». Франция. 1959 г.
СН-47 «Чинук». США. 1961 г.
СН-47 «Чинук». США. 1961 г.
Многоцелевой вертолет Ми-8. СССР. 1961 г.
Многоцелевой вертолет Ми-8. СССР. 1961 г.

1965–1985 гг.

С середины 1960-х гг. на смену транспортным и многоцелевым вертолетам, успешно выполнявшим и гражданские, и военные задачи, начали приходить вертолеты чисто военного назначения. Ими стали бронированные боевые машины – вертолеты огневой поддержки и противотанковые. Военным понадобились и транспортные машины нового класса – сверхтяжелые вертолеты для перевозки бронированной и ракетной техники.

Первым вертолетом, который с самого начала проектировался как боевой, стал американский АН-1 «Кобра», поднявшийся в воздух в 1965 г. Его конструкторы учли опыт, полученный в ходе вьетнамской войны. Композитная броня NOROC прикрывала сиденья экипажа, боковые стенки кабины, важные элементы двигателя. В кабине схемы «тандем» (по называнию двухместного велосипеда) впереди сидел оператор управления огнем, а сзади и выше – летчик. «Кобры», вооруженные пулеметами и 20-мм пушками, были относительно дешевым и, при этом эффективными вертолетами огневой поддержки, и их закупали армии многих стран.

AH-1 «Кобра». США. 1967 г.
AH-1 «Кобра». США. 1967 г.

Специализированные вертолеты для борьбы с танками появились в результате арабо-израильского конфликта 1973 г. Тогда всего 18 американских многоцелевых вертолетов UH-1, которые израильтяне снабдили ПТУР, за один день уничтожили 90 египетских танков. Это произвело большое впечатление на Пентагон, намеревавшийся бороться с советскими танками, и ПТУР установили на «Кобру».

Но и UH-1, и «Кобра» оказались слабоваты для противодействия танкам. Поэтому началась разработка специализированной противотанковой машины, и в 1975 г. взлетел прототип вертолета АН-64 «Апач», которому дали имя «в честь» племени североамериканских индейцев-апачей. «Апач» оказался весьма сложным, поэтому его доводка и постановка на вооружение заняли 9 лет.

АН-64 «Апач». США. 1948 г.
АН-64 «Апач». США. 1948 г.
UH-1 «Ирокез» (»Хьюи»). США. 1959 г.
UH-1 «Ирокез» (»Хьюи»). США. 1959 г.

Советские конструкторы подошли к проектированию боевого вертолета иначе, чем американцы. Впервые поднявшийся в воздух в 1974 г. Ми-24 имел «пассажирский» отсек, в котором размещались 8 десантников. Это позволило «Крокодилу» (такое прозвище получил Ми-24 в период войны в Афганистане – 1979-1989 гг.) высаживать группы спецназа – и тут же прикрывать их огнем, а также вывозить под вражеским огнем раненых. Ми-24 стал самым популярным в мире боевым вертолетом – его серия превысила 3500 шт.

Ми-24. СССР. 1971 г.
Ми-24. СССР. 1971 г.

По заказу советских военных для доставки в труднодоступные места тяжелой техники, включая разобранные на крупные агрегаты баллистические ракеты, в 1968 г. был создан В-12 – прототип вертолета поперечной схемы грузоподъемностью до 30 т. Машина оказалась слишком сложной и дорогой и осталась в единственном экземпляре. Позднее на вооружение был принят Ми-26, выполненный по схеме Ми-6, но поднимающий почти в два раза больший груз (20 т). США ограничились модернизацией тяжелого вертолета СН-47 «Чинук», но его грузоподъемность была даже меньше, чем у Ми-6.

Сверхтяжелый вертолет Ми-26. СССР. 1980 г.
Сверхтяжелый вертолет Ми-26. СССР. 1980 г.
Сверхтяжелый вертолет В-12 (Ми-12). СССР. 1968 г.
Сверхтяжелый вертолет В-12 (Ми-12). СССР. 1968 г. На вооружение не принят

Защита вертолета

Вертолетная броня не должна быть слишком тяжелой – иначе вертолет не взлетит. Поэтому броня защищала лишь экипаж и критически важные зоны вертолета от наиболее вероятного оружия противника. Советские вертолеты (как и самолеты-штурмовики) должны были выжить после попадания снаряда калибра 20 мм (пушка М61 «Вулкан» в авиационном и зенитном варианте), а американские – после попадания 23-мм снаряда (пушка ГШ-23, зенитка ЗУ-23-2, самоходная установка ЗУ-23-4 «Шилка»). Кроме того, броню не должны были пробить 12,7-мм бронебойная пуля, а также осколок боевой части легкой зенитной ракеты.

Современные военные вертолеты

Отказ от стратегии «большой войны» привел к тому, что для ударных вертолетов задача борьбы с танками перестала быть первостепенной. С другой стороны, опыт локальных конфликтов в очередной раз показал значимость и универсальность боевых «вертушек». В результате их разработкой занялись многие страны.

Во второй половине 1970-х гг. в СССР объявили конкурс на создание боевого вертолета нового поколения. Ка-50 – вертолет, представленный КБ им.  Н.И. Камова, по настоянию военных был сделан одноместным. Генералы считали, что автоматизация позволит летчику выполнять боевые задачи в одиночку, а с одноместной кабиной машина станет легче. КБ им. М.Л. Миля выдвинуло проект двухместного Ми-28, у которого в отличие от его предшественника Ми-24 не было транспортно-десантного отсека.

После проведения сравнительных испытаний в 1995 г. на вооружение приняли Ка-50. Но доработка милевского вертолета продолжилась, и в 2013 г. ВВС РФ получили Ми-28Н «Ночной охотник» – версию, способную воевать в темное время суток. А вот эксплуатация Ка-50 показала, что один летчик все же не сможет воевать эффективно. Пришлось создавать двухместную версию – Ка-52 «Аллигатор». Сейчас на вооружении Российской армии состоят оба этих вертолета.

Ка-50 («Черная акула»). 1995 г.
Ка-50 («Черная акула»). 1995 г.
Ка-52 «Аллигатор». 2008 г.
Ка-52 «Аллигатор». 2008 г.
Ми-28Н («Ночной охотник» ). 2013 г
Ми-28Н («Ночной охотник» ). 2013 г.

В 1996 г. на замену устаревающему ударному вертолету АН-1 «Кобра» и вертолетам-разведчикам пришел RAH-66 «Команч» (reconnaissance attack helicopter – «разведывательно-ударный вертолет») – машина футуристических форм, использовавшая технологии «стелс». Предполагалось, что армия США закупит 1300 таких вертолетов. Однако воздушной разведкой стали заниматься беспилотные летательные аппараты, а с задачами противопартизанских войн вполне справлялась более дешевая «Кобра». В 2004 г. разработку оставшегося «не у дел» «Команча» прекратили, хотя его технологии могут использоваться в будущем.

RAH-66 «Команч». США. 1996 г.
RAH-66 «Команч». США. 1996 г.

Производство ударных вертолетов не долго оставалось «эксклюзивом» СССР / России и США – ими занялись и другие страны. Европа стремится к «технической независимости» от США, поэтому франко-немецкий концерн «Еврокоптер» создал «Тайгер» («Тигр»), а британцы с итальянцами совместно разработали вертолет А-129 «Мангуста». Неплохие ударные вертолеты разработаны в Китае и ЮАР, созданием такой машины занимаются также в Индии.

«Еврокоптер Тайгер». Франция–Германия. 2002 г.
«Еврокоптер Тайгер». Франция–Германия. 2002 г.
А-129 «Мангуста». Италия, Великобритания. 1990 г.
А-129 «Мангуста». Италия, Великобритания. 1990 г.

В 2005 г. в США был принят на вооружение первый в истории авиации серийный конвертоплан V-22 «Оспри». Этот летательный аппарат сочетает достоинства вертолета и самолета: он может взлетать и садиться вертикально, но в полете его винты создают тягу «по горизонтали», поэтому конвертоплан летит быстрее и тратит меньше топлива, чем вертолет, – хотя и уступает по скорости и экономичности самолету.

Самое сложное для любого конвертоплана – переход от режима висения (на взлете и посадке) к режиму горизонтального полета и обратно. Из-за этого доводка «Оспри» шла долго и трудно, несколько машин было потеряно в авариях и катастрофах. Сложность конструкции привела к тому, что цена «Оспри» превысила 100 млн долл. Споры о том, нужны ли военным конвертопланы, не утихают до сих пор.

Конвертоплан V-22 «Оспри». США. 2003 г
Конвертоплан V-22 «Оспри». США. 2003 г



Поделиться ссылкой