Истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II (США)

F-35 Lightning II — перспективный истребитель-бомбардировщик пятого поколения. В задачи этой боевой машины входит широкий круг действий, за что F-35 Lightning II часто называют «швейцарскими ножами с крыльями». Так, по заявлению головного разработчика американской фирмы Lockheed Martin Aeronautics Company новый самолет одинаково успешно справляется с задачами, типичными как для истребителя, так и для штурмовика-бомбардировщика и тактического бомбардировщика.

F-35 Lightning II

Особенности

F-35 Lightning II был создан в рамках одной из самых претенциозных программ в истории авиации — «Единый ударный истребитель» (Joint Strike Fighter), целью которой являлось создание единого истребителя для нужд ВВС, ВМФ и корпуса морской пехоты США, тo есть самолета, который имел бы параметры истребителя пятого поколения (требование ВВС), но при этом смог бы взлетать с палубы авианосца, используя катапульту, и останавливаться при посадке с помощью авиафинишера (требование ВМФ), а также имел бы возможность вертикальной посадки (требование КМП).

Кроме этого, новый истребитель-бомбардировщик должен был иметь невысокую стоимость, а также не требовать сложного обслуживания и ремонта. Подобная унификация модели истребителя сулила ряд существенных преимуществ: упрощала снабжение и обучение личного состава, обеспечивала высокую тактическую гибкость, делала более простым процесс производства, модернизации и ремонта, но главное — оценочная стоимость подобной программы была вдвое меньше, нежели стоимость разработки трех независимых самолетов.

F-35 Lightning II

Несмотря на всю амбициозность программы JSF и мнение ряда скептиков о том, что современные технологии еще не достигли уровня, достаточного для реализации данного проекта, к нему присоединились многие государства-члены НАТО, а также Израиль, благодаря чему бюджет проекта удалось увеличить с 15 до 40 млрд долларов (итоговая стоимость программы превысила 56 млрд долларов). Также появилась возможность задействовать для выпуска комплектующих нового самолета производственные мощности этих стран. В частности, крылья для F-35 Lightning II производятся в Израиле на заводах концерна Israel Aerospace Industry. Благодаря широкой поддержке проекта JSF уже 25 февраля 2011 г. первый серийный F-35 покинул сборочный цех.

Модификации

На сегодня истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35 Lightning II представлен в виде семейства самолетов, состоящего из трех основных вариантов, а также нескольких специфических модификаций для разных стран.

F-35A — самолет для ВВС, отличающийся самой простой и технологичной конструкцией, а следовательно, и наименьшей ценой.

В полете — эскадрилья истребителей-бомбардировщиков F-35A
В полете — эскадрилья истребителей-бомбардировщиков F-35A

F-35B — самолет для КПМ, способный садиться при нулевой горизонтальной скорости, используя тягу двигателя, направленную вертикально. В сравнении с другими версиями вариант F-35B имеет меньший запас топлива, за счет чего был компенсирован вес дополнительных агрегатов силовой установки, обеспечивающих создание вертикальной тяги. С другой стороны, данная особенность модели компенсируется его способностью базироваться на небольших аэродромах и десантных судах, что позволяет располагать эти самолеты в непосредственной близости от противника.

F-35C — самолет для ВМС с увеличенной площадью крыла и хвостового оперения, благодаря чему способен эффективно маневрировать на небольших скоростях, необходимых при взлете с авианосца и посадке на него. С увеличением площади крыла повышается и максимальная взлетная масса самолета, что позволяет F-35C принять на борт большее количество топлива, благодаря чему радиус действия данной модификации становится почти вдвое больше.

Однако при увеличении площади крыла возрастает и лобовое сопротивление. В результате палубный вариант F-35C имеет меньшую максимальную скорость полета и в отличие от прочих модификаций способен преодолеть звуковой барьер только с использованием форсажа двигателя, в то время как возможность преодоления звукового барьера на бесфорсажном режиме является одной из главных отличительных характеристик истребителей пятого поколения.

F-35 Lightning II
Высота полета самолета F-35 Lightning II составляет до 20 км — не слишком впечатляющая цифра. По выводам некоторых зарубежных аналитиков, F-35 не может составить конкуренцию новейшим российским средствам ПВО, в частности российским ЗРК С-400 «Триумф»

F-35I — специальная модификация истребителя F-35А для ВВС Израиля, в которой будут применены некоторые собственные разработки этой страны в области авионики. В самом Израиле этот самолет уже получил имя «Адир».

CF-35 — специальная модификация истребителя F-35А для ВВС Канады и Норвегии, в конструкции которой предусмотрен тормозной парашют, необходимый для обеспечения безопасности посадки на заледенелых трассах.

Вооружение

Вооружение истребителя размещается в двух закрытых отсеках, расположенных в нижней части фюзеляжа. Данное решение продиктовано необходимостью обеспечения минимальной заметности истребителя для радаров противника.

F-35 Lightning II

F-35 Lightning II обладает большим ассортиментом вооружения, предназначенного для выполнения широкого круга задач. В частности, F-35 может быть вооружен 25-мм авиационной четырехствольной пушкой GAU-22/A, ракетами класса «воздух — воздух», крылатыми и противотанковыми ракетами, «умными» бомбами (корректируемые бомбы, оснащенные комплектом оборудования на основе технологии GPS), а также кластерными и управляемыми авиационными бомбами.

Кроме того, ведутся работы по вооружению F-35 Lightning II тактической ядерной бомбой B61. В случае успешного завершения данной программы истребитель F-35 заменит истребитель F-16 в качестве основного носителя тактического ядерного оружия Организации Североатлантического договора.

Совершенная рабочая среда

Особое внимание в ходе создания самолета F-35 Lightning II уделено удобству работы пилота и максимальной реализации его возможностей. Бортовой компьютер автономно справляется с большинством задач, не требующих непосредственного участия пилота. Интерфейс взаимодействия между экипажем и боевой машиной также выполнен на высшем уровне.

F-35 Lightning II

По заявлению многих пилотов, имевших возможность пилотировать F-35 Lightning II, это очень простая машина, управлять которой удобно и легко, все команды задаются на цветном сенсорном дисплее, после чего бортовой компьютер сам обрабатывает их, в то время как пилот может любоваться пейзажем. В результате даже многочасовые полеты не вызывают перенапряжения у экипажа.

Отдельно стоит упомянуть новый дисплейный шлем для пилота F-35 Helmet Mounted Display System (HMDS) — продукт совместных усилий компаний Lockheed Martin Aeronautics, Northrop Grumman и British Aerospace. Шлем имеет бинокулярную систему зрения с широким обзором, инфракрасный прибор ночного видения, высокоточную систему отслеживания перемещений головы, благодаря чему переключение между целями может осуществляться поворотом головы летчика, и ряд других инновационных решений. Но основное преимущество данного шлема заключается в том, что в нем успешно реализована концепция «прозрачного фюзеляжа», позволяющая пилоту видеть через кабину самолета. Это значительно облегчает процесс взлета, посадки, боевого маневрирования.

Технические характеристики

Приведены характеристики для модификации F-35A.

Длина/размах крыла/высота, м10,7/15,67/4,33
Площадь крыла, м242,7
Максимальная взлетная масса, кг31 800
Максимальная тяга двигателя/максимальная тяга двигателя на форсаже, кгс13 000/19 500
Максимальная скорость на высоте 11 000 м/максимальная бесфорсажная скорость/крейсерская скорость, км/ч1900/1425/850
Практическая дальность (без ПТБ), км2200
Практический потолок, м18 280
Экипаж, чел1



Поделиться ссылкой