NH90 — многоцелевой транспортный вертолет, разработанный франко-германским консорциумом Eurocopter. Вертолет производится в двух модификациях: морской (корабельного базирования) и тактической транспортной для сухопутных войск.
Морская модификация используется для патрулирования и решения противокорабельных и противолодочных задач. Сухопутная предназначена для выполнения десантных и транспортных операций, проведения поисково-спасательных работ в боевых условиях и радиоэлектронной борьбы с РЛС противника. Рассмотрим вертолет корабельного базирования более детально.
Консорциум Eurocopter взялся за разработку NH90 в 1986 г. В 1992 г. для развертывания серийного производства NH90 был создан консорциум NHIndustries, состоящий из нидерландской компании Fokker (6,7 %), итальянской фирмы Augusta (26,9 %) и франко-германского консорциума Eurocopter (66,4 %). Члены NHIndustries договорились, что изготовлением передних частей фюзеляжа, редукторов рулевого винта, втулок основного винта и лопастей будут заниматься французы; центральных частей фюзеляжа — немцы; задних частей фюзеляжа, валов основных винтов и главных редукторов — итальянцы; хвостовых балок, промежуточных редукторов и шасси — голландцы.
Полет первого прототипа состоялся в декабре 1995 г., а прототип морской модификации вертолета взлетел только в декабре 1999 г. Согласно договоренности с военными первые NH90 должны были поступить на вооружение в том же году, но из-за промедления в подписании контракта срок принятия вертолетов в войска отодвинулся до 2006 г.
Чтобы снизить заметность вертолета для радаров противника, боковые поверхности NH90 были выполнены в виде плоских граней, а фюзеляж на 100 % изготовлен из композиционных материалов. Все ключевые узлы и агрегаты вертолета имеют дополнительную протекцию, а топливные баки способны самозатягиваться даже при попадании 12,7-мм пули. Кроме того, если противник выведет из строя один двигатель, NH90 способен добраться до базы на втором. Основной и рулевой винты также сделаны из композиционных материалов.
Оборудование кабины пилотов NH90 совместимо с приборами ночного видения. Навигационная информация и данные о работе двигателей отображаются на пяти многофункциональных жидкокристаллических дисплеях 20×20 см. На NH90 установлена четырехканальная электродистанционная система управления полетами на очень малых высотах, которая позволяет огибать рельеф местности. Кроме NH90 подобной системой оснащен только новейший американский ударный вертолет RAH66 Comanche. NH90 является одним из лучших в мире вертолетов корабельного базирования. Несмотря на большие габариты и внушительную по объему грузовую кабину он может размещаться не только на фрегатах, но и на кораблях поменьше.
NH90 способен приземляться на палубу корабля даже при сложных метеоусловиях благодаря наличию системы посадки «Гарпун», спасательной лебедки и автоматической системы складывания лопастей основного винта и хвостовой балки. При установке на шасси надувных баллонов NH90 может садиться даже на воду.
Во вместительной грузовой кабине способны разместиться 20 десантников в полной экипировке, 12 носилок с ранеными либо 2500 кг груза.
Благодаря наличию двух узлов внешней подвески морской вариант NH90 может брать на борт самонаводящиеся противолодочные торпеды Murena, Мк. 46 или А244, противокорабельные ракеты АМ-39 Exoset, управляемые ракеты класса «воздух — воздух» либо «воздух — поверхность» и глубинные бомбы.