Многоцелевой вертолет Ка-226 выпускается в нескольких модификациях и предназначен для перевозки шести– восьми человек либо 1350 кг груза, включая размещенный на внешней подвеске. Министерству обороны России поставляется версия Ка-226.80.
Начиная с 2015 г. планируется закупка модификации Ка-226ТМ для размещения на кораблях боевой охраны пограничной службы — ФСБ РФ.
Основной принципиальной особенностью компоновки вертолета считается модульность конструкции. Данное техническое решение обеспечивает быстрое переоснащение машины для решения тех или иных конкретных задач. Сменить модуль можно непосредственно на аэродроме в течение 30 мин. При этом снимается часть оборудования и монтируется дополнительная аппаратура целевого назначения. Она крепится к специальным стыковочным узлам на пятом силовом шпангоуте (центральном), хвостовых балках, носовой части, основных опорах шасси.
На вертолете установлены два современных газотурбинных двигателя (ГТД), новое бортовое оборудование и несущие винты с лопастями, имеющими полужесткое торсионное крепление. Эти лопасти изготовлены из композиционных полимеров и позволяют значительно увеличить тягу.
Сохранив все достоинства своего предшественника, вертолета Ка-126, новая машина приобрела более высокие показатели транспортной производительности и топливной эффективности. Армия получила универсальное «летающее шасси» для перевозки практически любых видов грузов, грузоподъемное, надежное и неприхотливое к условиям эксплуатации.
Как и все машины ОКБ Камова, Ка-226 изготовлен по соосной схеме и имеет два трехлопастных винта. Планер машины произведен из алюминиевых сплавов с применением сотовых панелей. Центральный силовой отсек фюзеляжа используется для крепления к нему двух хвостовых балок, изготовленных из углепластика.
Фюзеляж вертолета включает кабину пилота, центральный отсек, две хвостовые балки и оперение. Кабина пилота более эргономична, оснащена новым бортовым оборудованием, которое позволяет пилотировать машину круглосуточно в любых метеоусловиях. Фонарь кабины обладает увеличенной площадью остекления, что значительно улучшает обзор. Конструктивно съемная транспортная кабина обеспечивает, в зависимости от варианта применения, установку энергопоглощающих кресел, загрузку носилок через заднюю часть кабины, использование лебедки через дверной проем большого размера, оборудованный сдвижной дверью, а также транспортировку грузов на внешней подвеске.
Силовая установка смонтирована над центральным отсеком и состоит из двух двигателей повышенной мощности. Их наличие перевело эту машину в класс вертолетов с высоким уровнем безопасности, а это позволяет применять его при полетах над водой, в городской черте, при проведении спасательных работ и т. п. При отказе одного из них второй обеспечивает Ка-226 полет с набором высоты. Топливо находится в четырех мягких ТБ. Конструктивно предусмотрена подвеска двух дополнительных ТБ по бокам фюзеляжа.
Бортовое оборудование и системы представлены новейшими отечественными средствами связи и пилотажно-навигационным оборудованием, скомпонованным по-новому. В его состав входят автоматический радиокомпас, лазерная курсовертикаль, радиовысотомер, работающий на малых высотах, барометрический высотомер. Для непосредственного пилотирования используются вариометр, указатель скорости, резервные авиагоризонты и система электронной индикации последнего поколения.
В экспортном варианте существует техническая возможность укомплектования вертолета оборудованием иностранного производства. По требованию заказчика на Ка-226 могут устанавливаться БРЛС, гиростабилизированный тепловизор и иные системы.
Вертолет имеет четырехопорное неубирающееся шасси с масляно-пневматической амортизацией. В штатном варианте Ка-226 управляет один пилот, но в кабине предусмотрено второе рабочее место.
Конструкция вертолета обеспечивает аэродинамическую симметрию. Машина проста в управлении (по сравнению с одновинтовыми моделями). Отсутствие рулевого винта делает ее менее чувствительной к изменениям направления и силы ветра, а также позволяет успешно маневрировать в непосредственной близости от преград. Педальный (плоский) разворот машина выполняет и в горизонтальном полете, и в режиме зависания. При этом отсутствуют ограничения на скорость и величину отклонения педалей, а высота полета не меняется. На статическом потолке развороты вправо и влево также можно выполнять без потери высоты. Вертолетам с рулевым винтом подобный маневр недоступен. Такая конструкция особенно важна при работе в горах (на больших барометрических высотах), при повышенной температуре воздуха, когда значительно снижается мощность двигателей.
Новый вертолет сертифицирован по транспортным категориям В и А МАК АП-29 (норм летной годности) и FAR29 и допускается для проведения визуальных полетов, а также полетов с использованием приборов в сложных и простых метеоусловиях круглосуточно. Машина прошла сертификацию по американским стандартам и допущена без ограничений для эксплуатации во всех государствах мира.
Небольшие габариты Ка-226 позволяют перемещать его на большие расстояния самолетами военно-транспортной авиации, железнодорожным и автомобильным транспортом.