Первые реактивные самолеты

После окончания Второй мировой войны самолетов стали производить гораздо меньше, однако одно из изобретений, освоенных перед самым ее началом, обрело вторую жизнь. В 1939 году немецкий авиаконструктор Ханс-Иоахим фон Охайн установил на самолете He-178 реактивный двигатель, запатентованный задолго до него французским изобретателем Рене Лореном. Самолет пронесся с недостижимой для поршневых двигателей скоростью 746 км/ч. Однако новый двигатель был очень капризен, неэкономичен и требовал много времени и средств на устранение этих недостатков.

Хейнкелъ He-178
«Хейнкелъ He-178» — первый самолет с турбореактивным двигателем

Программу испытаний He-178 свернули, поскольку лишних средств и времени у немцев не было, так как Германия стояла на пороге новой войны. То же самое произошло и в СССР, где под руководством А. Я. Березняка и А. М. Исаева в 1941-1942 годах был построен и испытан истребитель-перехватчик БИ-1. И все же под конец войны немецкая промышленность сумела освоить серийный выпуск реактивных двигателей под маркой Jumo-004 и начать их установку на истребитель «Мессершмитт Me.262».

В 1944 году этот самолет начал активно использоваться в военных операциях. К счастью для союзников, в Германии до конца войны не успели ни наладить массовое производство Jumo-004, ни организовать должное обучение летчиков.

Jumo-004
Jumo-004 — первый турбореактивный двигатель, выпускавшийся серийно. Снимок сделан в США в 1946 году

Реактивная «Саламандра»

Незадолго до поражения Германии, в январе 1945 г., сборочный цех германской фирмы «Хенкель» покинул первый серийный истребитель Не-162 «Саламандра». Он имел более простое устройство, чем Me 262. Единственный двигатель располагался в неожиданном месте — на крыше самолета. Германские военные возлагали на эту машину большие надежды. Однако до краха нацистской Германии в мае 1945 г. было выпущено чуть более 200 «Саламандр».

Британский «Метеор»

У англичан во время войны так же, как и у немцев, имелись собственные опытные самолеты на реактивной тяге. На вооружение ВВС Великобритании «Метеор» был принят 12 июля 1944 г. — за год до победы. Ему довелось стать единственным реактивным самолетом Второй мировой войны. 7 ноября 1945 г. один из «Метеоров» установил мировой рекорд скорости — 969 км/ч. Однако звездный час этого самолета наступил уже после Второй мировой войны.

Выдающийся «Микоян—Гуревич»

В первые же послевоенные годы поршневые самолеты были стремительно вытеснены машинами с реактивными двигателями. В Советском Союзе созданием реактивных истребителей занималось конструкторское бюро инженеров А. И. Микояна и М. И. Гуревича. Их самолеты по фамилиям руководителей получили обозначение МиГ. В 1948 г. появился первый серийный советский истребитель с реактивным двигателем МиГ-15. Для своего времени он являлся выдающимся самолетом. Начавшаяся в 1950 г. война в Корее заставила весь мир заговорить о МиГ-15. Этой машине довелось стать самым массовым реактивным истребителем в истории авиации.

Як-15
Як-15 — один из первых советских реактивных истребителей

Первые пассажирские реактивные самолеты

Тем временем Британия приступила к разработке пассажирского самолета с реактивным двигателем, которому заранее было дано название «Комета». В 1949 году первая такая машина поднялась в воздух, однако перелететь через Атлантический океан, как это планировалось, не смогла. Ее использовали на линии между Лондоном и Йоханнесбургом. В 1956 году они были запрещены из-за участившихся аварий. К тому времени авиалайнер, оснащенный двумя реактивными двигателями собственного производства, появился в СССР. Ту-104 был тогда единственным в мире пассажирским самолетом с таким мотором. Когда в 1958 году к нему присоединился заокеанский «Боинг 707», переход от поршневого к реактивному двигателю можно было считать состоявшимся.




Поделиться ссылкой