Штурмовик

Штурмовик — боевой летательный аппарат (самолет или вертолет), относящийся к штурмовой авиации и предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а также для прицельного поражения наземных и морских целей.

Штурмовик

Штурмовая авиация еще в годы Первой мировой войны поражала пехоту противника с малых высот пулеметным огнем и осколочными бомбами небольших калибров. В наши дни в задачи самолетов-штурмовиков входит уничтожение на предельно малых высотах наземных и морских целей. Так как удары наносятся непосредственно на поле боя, такие самолеты оснащены всем необходимым комплексом вооружения: бомбардировочным, ракетным и артиллерийским. Кроме того, штурмовики выполняют свои задачи в условиях сильной противовоздушной обороны и по этой причине имеют бронирование для защиты экипажа и наиболее важных частей от огня противника.

Специализированный класс самолетов для штурмовых действий был выделен в 1930-е гг. Его необходимость очевидна, ведь, в отличие от штурмовика, пикирующий бомбардировщик поражает лишь точечные цели; тяжелый бомбардировщик действует с большой высоты по большим площадям и крупным неподвижным целям, а юркий истребитель не имеет достаточного бронирования, в то время как на малых высотах самолет подвергается прицельному обстрелу. Штурмовик же лишен этих конструктивных недостатков.

Как устроен штурмовик?

Чаще всего экипаж штурмовика состоит из одного пилота. Он размещен в кабине, сваренной из бронеплит толщиной 20—30 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и состоит из толстых стеклоблоков. В связи с тем, что на малых высотах ведения боя аварийная ситуация может развиваться практически мгновенно, штурмовики оснащают ручной и автоматической системами катапультирования.

Устройство штурмовика
Устройство штурмовика

Боевое вооружение штурмовика — это одно-, двух- или многоствольная автоматическая пушка. Аппаратура ее наведения обеспечивает поиск и уничтожение подвижных объектов в любое время суток и даже в сложных метеорологических условиях. На подкрыльевые пилоны подвешивается дополнительное вооружение штурмовика, например управляемые ракеты, блоки с неуправляемыми ракетами, неуправляемые авиационные реактивные снаряды, авиабомбы и т. п.

Мощный реактивный мотор обеспечивает самолету высокоманевренный дозвуковой полет. На некоторые модели штурмовиков устанавливают дополнительный подъемно-маршевый двигатель для вертикальных взлетов и посадок. Хвостовое оперение штурмовика оснащено рулями поворота и высоты, которые позволяют летчику выполнять в воздухе маневры и фигуры высшего пилотажа.

«Черная смерть»

Первый настоящий штурмовой самолет поднялся в небо в 1939 г. Он был создан в СССР под руководством Сергея Ильюшина и получил название Ил-2. Этот самолет выпускался в 1941 — 1944 гг. Он имел бронированные двигатель и кабину, специальные пожаробезопасные баки и мощное вооружение. В годы Второй мировой войны Ил-2 являлся основным самолетом штурмовой авиации, а также самым массовым военным самолетом в мире — было выпущено свыше 35 000 экземпляров. У наших летчиков самолет заслуженно получил название «летающий танк», а противник называл его не иначе как «Черная смерть».

Ил-2

В начале славных побед

С момента выведения самолетов этого типа в отдельный класс количество вооружения на их борту постоянно возрастало. Начало рекордам в этой области положил легендарный советский штурмовик Великой Отечественной войны Ил-2. Его вооружение: две 23-мм автоматические пушки, до трех 12,7-мм пулеметов, до 600 кг бомб и 4 реактивных снаряда.

Новое поколение представляет американский штурмовик вертикального взлета и посадки AV8B «Харриер». Вооружение: 25-мм пушка, до 4000 кг бомб, управляемые и неуправляемые ракеты.
 AV8B «Харриер»

Немыслимая мощь

Американский штурмовик А10 «Тандерболт» предназначен для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей противника. Его вооружение: 30-мм семиствольная пушка, две 20-мм пушки, до 7200 кг бомб и ракет.

Американский штурмовик А10 «Тандерболт»



Поделиться ссылкой