Вертолет Ми-8АМТШ (экспортное название Ми-171Ш) представляет собой вооруженную версию транспортно-пассажирской машины Ми-8АМТ (Ми-171). Он предназначен для решения широкого круга задач, включающих выполнение эвакуационных и поисково-спасательных операций, перевозку раненых, десанта и различных грузов.
Комплект установленного на вертолете стрелково-пушечного и ракетного вооружения, включающий высокоточное оружие, по своей боевой эффективности превосходит оснащение Ми-24 и адаптирован под круглосуточное применение. В связи с этим возможно использование Ми-8АМТШ для уничтожения живой силы противника, подвижных и неподвижных целей, включая малоразмерные, бронированные, надводные и наземные. Переоборудование вертолета под выполнение тех или иных задач осуществляется в минимальные сроки в полевых условиях при подготовке машины к вылету на задание.
За свои высокие боевые характеристики опытный образец вертолета, демонстрировавшийся на авиасалоне в Фарнборо в 1997 г., получил от экспертов и журналистов прозвище «Терминатор».
На машине установлены новые двигатели. Она способна летать в сложных погодно-климатических условиях, включая высокогорье и районы с большими температурами и влажностью.
Вертолет оснащен новейшим пилотажно-навигационным комплексом, включающим спутниковую навигацию и метеолокатор, что позволяет пилотам осуществлять полет при ограниченной видимости.
Экспортные варианты предусматривают возможность установки навигационного и радиолокационного оборудования и вооружения иностранного производства. Существует возможность выпуска вертолета, оснащенного задней рампой-аппарелью с электрогидравликой, либо с задними грузовыми створками, а также установки сдвижной правой двери на заказ.
Вертолет имеет классическую для моделей Ми компоновку: один несущий пятилопастный винт и хвостовая балка с боковым рулевым винтом. Десантно-транспортный вариант комплектации Ми-8АМТШ позволяет доставлять к месту высадки 4000 т полезной нагрузки в кабине, или 3000 т на внешней подвеске, или 36 десантников с полной выкладкой.
Машина оборудована специальными устройствами, которые позволяют осуществлять быстрый спуск десантников с вертолета, находящегося в режиме зависания, опускать и поднимать грузы и людей без осуществления посадки. Санитарная версия может брать на борт носилки с 12 ранеными и одного сопровождающего медработника. В военном варианте у кабины экипажа бронированные днище и передняя часть. Кроме этого, броня установлена между грузовым отсеком и кабиной, а в грузовом отсеке — под местом стрелка.
Для повышения боевой живучести Ми-8АМТШ экипируется экранно-выхлопными устройствами, комплектами съемных бронеплит, автоматом сброса отражателей. Его топливные баки имеют пенополиуретановый заполнитель и протектированную конструкцию.
На вертолет также могут устанавливаться специальные постановщики помех, новые элементы авионики, навигации, ИК аппаратура обзора передней полусферы, системы аварийной посадки на воду и т. п.
Экипаж нового вертолета состоит из трех человек. Левый летчик (командир) пилотирует машину, осуществляет прицеливание и применяет НУР, а также производит стрельбу УР. Второй пилот (правый) помогает в пилотировании, выполняет штурманские обязанности и является оператором комплекса высокоточного оружия на этапах поиска и обнаружения цели, наведения и пуска ракет. Третий член экипажа (бортовой техник) выполняет функциональные обязанности, а также является стрелком из носовой и кормовой пулеметных установок.
К штатному вооружению вертолета относятся курсовой пулемет в носовой подвижной установке (2 × 12,7 мм) и кормовой, управляемый дистанционно.
На боковых держателях фюзеляжа на шести узлах подвески крепится навесное вооружение, в состав которого могут входить четыре блока НАР, два унифицированных пушечных контейнера с пушками ГШ-23Л (23 мм), авиабомбы (4 × 250 кг или 2 × 500 кг). На верхних направляющих рельсах возможно размещение восьми ПТУР «Атака» или «Штурм-В» либо двух УР «воздух — воздух» типа «Игла-В». В боковых проемах отделения десанта устанавливаются гранатометы или пулеметы. Табельное оружие десантников может также крепиться в боковых окнах. Общая боевая нагрузка — 1400 кг.