Специальная авиация служит для выполнения тех заданий, с которыми & не могут справиться самолеты других типов, умеющие только бомбить, стрелять, возить грузы и пассажиров, догонять противника в воздухе или прятаться от него.
Есть исключительные задачи, удобнее всего решаемые с воздуха, но не под силу ни одному из обычных типов машин. Причем они, как правило, настолько важны, что требуют создания специального самолета, например санитарного, транспортного, корректировщика, заправщика.
Содержание
Самолет-госпиталь (СССР)
ИЛ-76МД Скальпель» изготовлен Ташкентским авиационным заводом в 1983 году. Машина впервые поднялась в воздух 23 июля 1983 года, еще через год поступила на вооружение.
В салоне самолета специальным медицинским оборудованием оснащены три кабины: операционная, реанимационная и интенсивной терапии. Для питания оборудования имеются еще два электросиловых модуля. Модули с медицинским оборудованием могут использоваться и отдельно от самолета, то есть составленный из них полевой госпиталь можно развернуть на земле.
Автономность работы госпиталя рассчитана на 14 дней. В сутки госпиталь может принять до 120 пострадавших. «Летающий госпиталь» применялся на последнем этапе Афганской войны, а в 1988 году вывозил больных и раненых из Армении, пострадавшей от землетрясения. Участвовал он ив чеченской войне.
Всего на базе транспортной машины Ил-76МД было изготовлено два таких самолета. Еще один переоборудовали в гражданский медицинский комплекс, получивший название Ил 76ТД-С «Айболит».
Самолет-носитель лазерного оружия (СССР/Россия)
В 1977 году в ОКБ имени Г. М. Бериева в условиях строжайшей секретности начались работы по созданию нового авиационного комплекса. Самолет назывался 1А. Базой для него вновь стал военно-транспортный самолет Ил-76МД. На носу появился обтекатель со спецаппаратурой, напоминающий надуваемый пузырь. По бокам размещались скрытые обтекателями турбогенераторы, питающие таинственную установку энергией. Ее главная часть находилась внутри фюзеляжа. В нужный момент распахивались огромные створки, размещенные между крылом и килем, и наверх выползала башня с пушкой диковинного вида.
Впервые такая машина оторвалась от земли 19 августа 1981 года. Через 10 дней поднялась и вторая под названием 1А2. О ходе испытаний единственного советского боевого лазера почти ничего не известно. Им сбивали высотный аэростат, пребывавший на высоте 30-40 км, и радиоуправляемый самолет-мишень Ла-17.
Первая из этих уникальных машин сгорела на авиабазе подмосковного аэродрома Чкаловский из-за банального пристрастия русского народа к алкоголю. Рассказывают, что обслуживавшие самолет техники сливали себе спирт и разлили его, что привело к короткому замыканию и возгоранию. Вместо того чтобы тушить огонь, все устремились к выходу, опасаясь, что об их причастности к поджогу узнает начальство. Оно и узнало, когда ангар запылал внутри и снаружи. Раздалась команда: «Бегом от машины!». Через несколько секунд прогремел взрыв. Один человек погиб, от самолета остались лишь обломки.
Про уцелевший А-60 вспомнили в 2010 году, когда о наличии ядерного оружия с торжеством объявили американцы. Машину обновили и теперь готовят к испытаниям.
Воздушный командный пункт (Россия)
Воздушный командный пункт Ил-80 создан на базе транспортного самолета Ил-86. Машина предназначена для оперативного управления войсками в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия.
Внешне самолет отличается от Ил-86 крупным отсеком наверху фюзеляжа для специального радиоэлектронного оборудования. Ил-80 лишился иллюминаторов, зато на крыльях появились особые устройства — пилоны — для крепления дополнительного электрооборудования.
В хвостовой части установлена специальная антенна очень низких частот, которая применяется для связи с подводными лодками. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.
Первый полет машина совершила 29 мая 1985 года. Впоследствии было построено еще три таких самолета. В 1992 году они поступили в эксплуатацию. Машины постоянно находятся на аэродроме Чкаловский под Москвой.
Какая-либо другая информация о них остается закрытой. Это один из немногих до сих пор засекреченных образцов военной техники. Ил-80 принял участие в параде Победы 9 мая 2010 года, пролетев над Красной площадью.
Высотный перехватчик аэростатов (СССР)
После того как над Уралом был сбит самолет-разведчик «Локхид U-2», пилотируемый Ф. Г. Пауэрсом, американская сторона решила изменить тактику. В 1960-х годах ЦРУ для проникновения на территорию СССР начало применять дрейфующие аэростаты — летательные аппараты легче воздуха, способные достигать высоты 40-50 км и использующие направления ветра, которые господствуют на больших высотах.
Аэростаты пересекали территорию Советского Союза с запада на восток и могли нести не только разведывательную аппаратуру, но и взрывчатые вещества. Команды, позволяющие изменять высоту, вести разведку, а в случае необходимости и сбросить бомбу, передавались им по радио. Сбить такого непрошеного гостя могли только ракеты «воздух — воздух», стоимость каждой из которых была гораздо выше цены самого аэростата.
В начале 1970-х годов ОКБ, которым руководил В. М. Мясищев, получило задание создать высотный самолет, способный летать на огромной высоте с малой скоростью и поражать шпионов. В те годы об этом секретном ОКБ, равно как и о его руководителе, нельзя было даже упомянуть в открытой печати. Оно называлось просто — «почтовый ящик».
Чтобы сбить аэростат, самолет должен был на какое-то время сравняться с ним в скорости. Пробить оболочку воздушного шара из обычного оружия было очень непросто. Чтобы аэростат, получив пробоину, сразу пошел вниз, не успев ответить, требовалось отверстие в несколько квадратных метров.
В сущности, новый самолет должен был превзойти высотой полета американский U-2 и при этом иметь простое управление и низкую скорость. И ОКБ справилось с задачей, построив М-17 — самолет с высочайшим уровнем аэродинамического качества, который в 1990 году установил 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъемности среди подобных самолетов.
Высотный самолет (СССР)
Самолет М-55 «Геофизика», разработанный в ОКБ имени В. М. Мясищева, стал наследником М-17 «Стратосфера». Его первый полет состоялся 16 августа 1988 года — машина поднялась с аэродрома Смоленского авиационного завода.
Внешних отличий между двумя самолетами немного. Исчезла башня для пушки, удлинилась носовая часть фюзеляжа. Вместо одного турбореактивного двигателя появились два более компактных. Усложнилась форма крыла. Если М-17 предназначался для охоты за аэростатами, то М-55 должен был послужить решению сугубо научных задач — исследованию верхнего озонового слоя атмосферы.
Высота полета уменьшилась до 20 км, но время полета увеличилось до 5-6 ч. Это потребовало больших топливных баков, что привело к увеличению и общего веса машины. Нужно было, к тому же, поднимать и нести на себе достаточно увесистый груз научных приборов.
В 1990 году эти самолеты начали применять для борьбы с градом с целью защиты урожаев. Использовали их и для наблюдения за лесными пространствами, своевременного обнаружения пожаров и составления карт местности. В 1994 году самолет демонстрировался на авиационном салоне в Берлине, где поднимался на высоту 20 км.
Воздушный командный пункт (США)
В 1973 году ВВС США объявили о начале работ по созданию самолетов — воздушных командных пунктов. Первые из них были сделаны на базе пассажирского авиалайнера «Боинг 747-200В» и имели обозначение Е-4А.
Затем появились машины Е-4В, отличавшиеся от первых более совершенными средствами связи, обработки и передачи информации, новыми способами предупреждения о ракетном нападении, а также возможностью дозаправки в воздухе. Время полета увеличилось до одной недели.
Впервые Е-4А поднялся в воздух 13 июля 1973 года. Местом его дислокации стала военно-воздушная база в городе Эндрюс (штат Мэриленд), в 24 км от центра Вашингтона. В мае и сентябре 1974 года были изготовлены еще два таких самолета. В 1982 году начались работы по приведению всех этих машин к варианту Е-4В.
Модернизация была закончена к 1985 году. Один из четырех таких самолетов несет боевое дежурство на авиабазе «Эндрюс» в состоянии 15-минутной готовности к взлету. Постоянная численность военнослужащих на нем составляет 30 человек.
Полная вместимость машины — 114 человек. В начале 2000-х годов все четыре построенных самолета продолжали находиться на вооружении ВВС США. В январе 2006 года тогдашний глава Пентагона Дональд Рамсфелд объявил о предстоящем выводе их из эксплуатации с заменой двумя машинами «Боинг С-32».
Стратегический топливозаправщик (США)
В 1970-х годах в конкурентную борьбу с «Боингом» за право оснащать заправочными самолетами ВВС США включилась фирма «Макдоннел-Дуглас».
В 1971 году специалисты Вооруженных сил Америки провели сравнительный анализ двух авиалайнеров, подходящих для этой цели: «Боинга 747» и DC-10, принадлежавшего их конкурентам. Выяснилось, что DC-10 имеет лучшие показатели. С фирмой «Макдоннел-Дуглас» был заключен контракт на создание 60 самолетов на базе DC-10, получивших название КС-10 «Икстендер».
Первый полет машина совершила 12 июля 1980 года. Год спустя начались ее поставки в ВВС. КС-10 очень похож на DC-10. В отличие от обычного самолета-заправщика, он способен перевозить множество других грузов, для размещения которых в верхней части фюзеляжа имеется грузовая кабина площадью 305 м2. Здесь могут поместиться около 77 т груза и до 80 человек личного состава.
В задней нижней части фюзеляжа имеется герметический отсек с рабочим местом оператора заправочной штанги. Окно на рабочем месте оператора и установленный на самолете перископ обеспечивают хороший обзор при заправке.
Топливо общим весом 161,5 т находится в девяти баках, расположенных на крыле и фюзеляже. От этой машины могут одновременно заправляться два-три самолета. Два DC-10 были переоборудованы для ВВС Нидерландов и получили название KDC-10.