Как появился гибридный автомобиль

Последние годы XX в. могло показаться, что время великих инженерных потрясений в области автомобилестроения прошло. Ведь удивить кого-то техническими новинками в эпоху электроники, полимерных материалов и высоких промышленных технологий почти невозможно. Однако конструкторам Страны восходящего солнца все-таки это удалось.

Событие, всколыхнувшее автомир

10 декабря 1997 г. в более чем вековой истории автомобиля появилась еще одна памятная дата. В этот день японская фирма Toyota на Токийской международной выставке объявила о начале продажи серийного легкового электромобиля Prius («Приз»). Необычность этой новой легковой машины состояла в том, что она впервые в мире была оснащена гибридным бензоэлектрическим приводом. В такой силовой установке были объединены двигатель внутреннего сгорания, генератор переменного тока, тяговый электромотор и аккумулятор. Согласованную работу всех механизмов обеспечивал управляющий компьютер.

Toyota Prius Plug-in Hybrid цвета синий металлик на 67-й Международной автомобильной выставке. Франкфурт, Германия, 13 сентября 2017 г.
Toyota Prius Plug-in Hybrid цвета синий металлик на 67-й Международной автомобильной выставке. Франкфурт, Германия, 13 сентября 2017 г.
К сведению! Следует отметить, что идея использования на одном транспортном средстве гибридной силовой установки не нова. Еще в конце 40-х гг. XX в. на улицах городов России можно было встретить дизель-электрические автобусы ЗИС-154, а позже эта идея применялась на карьерных самосвалах БелАЗ. Однако во все годы это касалось лишь большегрузных автомобилей, и в создании легкового гибрида японские конструкторы действительно стали первыми

Плюсы гибрида

Новый электромобиль позволил решить сразу четыре важнейшие задачи. Во-первых, были уменьшены практически в 10 раз выбросы вредных веществ в атмосферу. Во-вторых, удалось существенно снизить массу электрической части силовой установки. В-третьих, отсутствовала необходимость заряжать аккумулятор от внешнего источника — батареи подпитывались от бортовой энергетической установки. Наконец, в-четвертых, автомобиль обходился без такого достаточно сложного механизма, как коробка передач.

Белая Toyota Prius на осенней дороге в дождливый день. Хабаровск, Россия, 14 октября 2017 г.
Белая Toyota Prius на осенней дороге в дождливый день. Хабаровск, Россия, 14 октября 2017 г.

Развитие «призов»

В 2003 г. на смену четырехдверному седану пришел Prius второго поколения — большой пятидверный хэтчбек, легко узнаваемый на улицах за счет своего оригинального угловатого (треугольного) профиля. В его гибридной силовой установке работал более мощный электромотор, и поэтому бензиновый двигатель реже вступал в работу, что давало существенную экономию топлива. Третье поколение Prius было представлено в 2009 г., но за два года до этого мир увидел автомобиль Prius PHV (Plugin Hybrid Vechicle — «Подключаемый гибридный автомобиль»), который был оснащен более емкой батареей, подзаряжаемой от внешней электросети. В результате эта модель была максимально приближена к экологически безопасным электромобилям и имела существенный пробег до заправки.

Серебристый гибридный автомобиль Toyota Prius 2007 г.
Серебристый гибридный автомобиль Toyota Prius 2007 г.

Четвертый и «компакт»

Четвертое поколение «призов» появилось в 2015 г. и сразу же завоевало поклонников за счет великолепного дизайна несколько футуристического вида. А для более консервативных покупателей в 2011 г. был создан компактный хэтчбек Prius С (city — «городской»). Кстати, этот автомобиль, который в Японии выпускали под именем Toyota Aqua, был на полметра короче базовой модели Prius и на момент представления широкой публике имел самый низкий в мире расход топлива проезжал на 1 л 35,4 км.

Тест-драйв Toyota Prius C Hybrid. Гонконг, Китай, 29 февраля 2012 г.
Тест-драйв Toyota Prius C Hybrid. Гонконг, Китай, 29 февраля 2012 г.



Поделиться ссылкой