«Гадкий утенок», затмивший «благородных лебедей»

В свое время французский промышленник, создатель концерна Citroën и одноименных автомобилей Андре Ситроен, был удостоен титула «Европейский автомобильный король». Мир увидел множество знаковых и революционных моделей Citroën, таких как, например, Туре А, 11CV, DS и СХ, но самым знаменитым стал автомобиль с индексом 2CV. Если проводить аналогии, то именно Citroën 2CV «посадил за руль» всю Францию, подобно тому как Ford Model Т сделал автомобилистом среднего американца, a Volkswagen Kafer (Beetle) — немца.

Андре Ситроен
Андре Ситроен. Интересен тот факт, что он построил свой завод на деньги российского правительства для выполнения русских военных заказов
Citroёn Type A Torpedo выпускалась с июня 1919 г. по декабрь 1921 г. в Париже, Это первый автомобиль Ситроена. Париж, Франция, 22 августа 2009 г.
Citroёn Type A Torpedo выпускалась с июня 1919 г. по декабрь 1921 г. в Париже, Это первый автомобиль Ситроена. Париж, Франция, 22 августа 2009 г.

Первый блин не комом

В 1901 г. будущий основатель крупнейшей французской автомобильной компании Андре Ситроен основал собственную компанию по производству шестерен, ставших впоследствии эмблемой автомобилей Citroën. В годы Первой мировой войны заводы Ситроена выпускали пушечные снаряды, а после ее окончания Андре в рекордно короткий срок переоборудовал производство и подготовил его к выпуску автомашин. Первый легковой автомобиль, получивший в качестве марки букву А (подобно Ford Model А 1903 г.) и собственное имя Torpedo, был изготовлен в 1919 г. Эту модель также называли Citroën 10CV — по величине мощности ее двигателя.

Коллекция старинных автомобилей Citroёn. Ла Буй, Франция, 9 сентября 2018 г.
Коллекция старинных автомобилей Citroёn. Ла Буй, Франция, 9 сентября 2018 г.

Европейский автомонарх

Одновременно с выпуском Citroën Type A Torpedo Андре Ситроен взялся за строительство нового предприятия, полностью соответствовавшего фордовским образцам. Первоначально на нем делали по 100 машин в день, в начале 1920-х гг. эту цифру довели до 300, а в 1924 г. из цехов завода вышло 1500 автомобилей. Подобного в Европе еще не видели. В результате Citroën Туре А стал первым в Европе массовым автомобилем, и за организацию его производства Ситроен удостоился титула «Европейский автомобильный король». Для закрепления успеха в области производства недорогих и неприхотливых машин промышленник выпустил очень простую модель 5CV. Эта небольшая малолитражка с эллиптическими рессорами спереди и сзади была предназначена для поездок по сельским дорогам.

С 1925 по 1934 г. знаменитая Эйфелева башня служила билбордом Citroёn
С 1925 по 1934 г. знаменитая Эйфелева башня служила билбордом Citroёn. Это самый большой в мире рекламный носитель, и этот факт зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса
Citroёn Тур С 5CV 5HP 1924 г. на мероприятии Reutlinger Oldtimertag. Ройтлинген, Германия, 19 августа 2018 г.
Citroёn Тур С 5CV 5HP 1924 г. на мероприятии Reutlinger Oldtimertag. Ройтлинген, Германия, 19 августа 2018 г.

Переход на солидные машины

К концу 20-х гг. прошлого столетия Ситроен решил прекратить выпуск популярных и дешевых автомобилей и перешел на более дорогие модели. Уже в июле 1934 г. компания приступила к производству солидного и просторного автомобиля с индексом 11CV. Эта машина оказалась настолько удачной, что ее не прекращали выпускать и после Второй мировой войны. Благодаря своим высоким скоростным качествам и большой устойчивости эти Citroen пользовались особым успехом у полицейских и гангстеров. А в 1935—1936 гг. на одном из автомобилей 11CV был установлен мировой рекорд по продолжительности непрерывного движения — за 365 дней на нем преодолели 400 тыс. км.

Citroёn 11CV BL Traction Avant 1953 г. на мероприятии Fuggerstadt Classic Oldtimer Rallye. Аугсбург, Германия, 30 сентября 2018 г.
Citroёn 11CV BL Traction Avant 1953 г. на мероприятии Fuggerstadt Classic Oldtimer Rallye. Аугсбург, Германия, 30 сентября 2018 г.

Появление автолегенды

В послевоенные годы специалисты компании Citroën (Андре Ситроен скончался в 1935 г.) решили вернуться к теме «народного» автомобиля. В 1949 г. компания приступила к производству микролитражного автомобиля с индексом 2CV. В прессе его окрестили гадким утенком и посчитали, что такой автомобиль никто никогда не купит. Это был один из самых чудовищно неверных прогнозов за всю историю автомобилестроения — невзрачная машинка простояла на конвейере 42 года! Последний автомобиль этой серии покинул конвейер завода в 1990 г., и за этот период было выпущено 3,873 млн собственно 2CV, а также 1,246 млн небольших грузовичков на его базе. А если добавить еще несколько миллионов модификаций «гадкого утенка», то его общий выпуск составил около 8,8 млн экземпляров.

Старинный грузовик Citroёn 2CV во французской деревне. Драгинон, Франция, 2 ноября 2007 г.
Старинный грузовик Citroёn 2CV во французской деревне. Драгинон, Франция, 2 ноября 2007 г.
Исторический автомобиль Citroёn 2CV на фоне городского пейзажа Парижа. Париж, Франция, 28 июля 2018 г.
Исторический автомобиль Citroёn 2CV на фоне городского пейзажа Парижа. Citroёn 2CV представляет собой парижский образ жизни, как ни один другой объект во Франции. Париж, Франция, 28 июля 2018 г.



Поделиться ссылкой