Народный автомобиль КИМ-10

В конце 30-х гг. прошлого столетия за рубежом широкое распространение получили малолитражные машины — первые автомобили для народа. Решено было начать выпуск таких машин и в СССР. Самыми популярными «народными» автомобилями в Западной Европе были Citroen 2CV и Volkswagen Beetle. А для советского народа таким автомобилем должен был стать КИМ-10.

Советский ретроавтомобиль КИМ-10-52
Советский ретроавтомобиль КИМ-10-52 «Опытный». Москва, Россия, 12 августа 2014 г.

Из Ford — в КИМ

При создании первого советского «народного» автомобиля за основу был выбран Ford Prefect. Впрочем, от своего прототипа новый автомобиль получил лишь внешний облик, а все проектные работы вела группа конструкторов Московского автомобильного завода имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи). Для выпуска малолитражек, получивших название КИМ-10, все крупные штамповки и литье должен был поставлять Горьковский автомобильный завод, рессоры и рамы — Завод имени Сталина, комплектующие изделия — 42 предприятия-смежника, остальное предстояло делать на самом заводе имени КИМ.

До Второй мировой войны в СССР машины в частное пользование гражданам не продавались. Автомобилями награждались герои (летчики и полярники, ударники производства и стахановцы), а также крупнейшие артисты и писатели. Но уже в начале 1950-х гг. автомобиль можно было свободно приобрести в магазине.

Первый блин комом

Первые опытные образцы КИМ-10 были собраны 25 апреля 1940 г. Три машины новой модели прошли по Красной площади Москвы во время первомайской демонстрации. Впрочем, эти опытные образцы были признаны неудачными. Приняв во внимание все недоработки, конструкторы приступили к проектированию новой машины, получившей впоследствии название КИМ-10-50. Однако и она не пошла в серийное производство. Главным объектом критики стал двухдверный кузов, который, хотя и был проще и дешевле четырехдверного, создавал неудобства пассажирам. Группа советских конструкторов в оперативном порядке приступила к проектированию для КИМ-10 совершенно нового, уже четырехдверного кузова, но до начала Великой отечественной войны удалось изготовить только два опытных образца КИМ-10-52.

Попытка № 2

В послевоенные годы сложился новый подход к производству легковых машин для населения, и в 1946 г. бывший КИМ, а с 26 августа 1945 г. — Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА), приступил к выпуску автомобилей МЗМА-400 «Москвич» (более известен как «Москвич-400»). Это стал первый массовый легковой автомобиль, продававшийся в СССР для индивидуального использования. На этот раз прототипом послужил Opel Kadett, который в свою очередь являлся упрощенной версией более престижного Opel Olympia. В январе 1947 г. на конвейере были собраны 15 автомобилей «Москвич-400», а в феврале — 50. Темпы производства постепенно нарастали, и 10-тысячный автомобиль сошел с конвейера в 1950 г., а вскоре был достигнут годовой объем производства в 50 тыс. штук. В 1948 г. завод приступил к экспорту автомобилей за рубеж, где «советский Опель» оценили как более крепкий и надежный, чем немецкий.

Ford Prefect образца 1953 г.
Ford Prefect образца 1953 г. на ралли старинных транспортных средств Epping Ongar Railway 2017. Эссекс, Великобритания, 13 августа 2017 г.
Старинный автомобиль «Москвич-400»
Старинный автомобиль «Москвич-400». Санкт-Петербург, Россия, 11 июня 2015 г.
Opel Olympia на мероприятии Militracks
Opel Olympia на мероприятии Militracks. Оверлун, Нидерланды, 21 мая 2017 г.



Поделиться ссылкой