Первые джипы, которые появились в России

С учетом плачевного состояния отечественных дорог многие «постсоветские» автолюбители предпочитали покупать вездеходы: более состоятельные — новые, а остальные довольствовались и подержанными. Речь идет не только о «газах», «луазах» или «нивах», так как практически сразу же после начала провозглашенной Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым перестройки и падения железного занавеса даже простые жители страны получили возможность пригнать себе иномарку.

Настоящий джип

В начале 90-х гг. XX в. самым знаменитым внедорожником на территории новой России стал Jeep Grand Cherokee. И хотя многие знали, что эта модель получила название в честь племени североамериканских индейцев, в народе машину называли не иначе как «джип широкий».

Стоимость нового автомобиля равнялась примерно 50 тыс. долларов, но он вполне соответствовал ей и как нельзя лучше сочетал в себе высокую проходимость, мощь, скорость, хорошую управляемость и комфортабельный салон. Единственным недостатком Cherokee была его большая «прожорливость».

Jeep Grand Cherokee
Легковой автомобиль Jeep Grand Cherokee на улице города. Нижний Новгород, Россия, 28 июля 2014 г.

Внедорожники с востока

По «азиатскую» сторону Уральских гор гораздо охотнее брали «японцев» — пусть менее престижных, но зато более надежных. Наиболее популярными джипами середины 1990-х гг. стали Toyota Land Cruiser 80 и 4Runner, Nissan Terrano и Mitsubishi Pajero. Последний из них получил наибольшее распространение. И если Jeep Grand Cherokee был самым «крутым», то джип Pajero в середине 1990-х гг. стал самым доступным. Хотя понятие его доступности несколько относительно—дешевле 10 тыс. долларов нельзя было приобрести даже подержанный экземпляр.

Nissan Terrano, 1-е поколение — WD21 (1985—1996)

Престиж «крузака»

В конце уходящего века лидерство среди японских внедорожников перешло к «крузаку» —Toyota Land Cruiser 100. Он пришел на смену «80», дебютировал осенью 1997 г. на Токийском автосалоне и уже на следующий год продавался в Европе.

Мощный мотор обеспечивал автомобилю очень приличную для его веса и габаритов динамику, но максимальная скорость из-за высоко расположенного центра тяжести была принудительно ограничена на уровне 180 км/ч. Впрочем, наши «специалисты» за относительно небольшие деньги помогали владельцам обходить этот запрет. Кроме бизнесменов Land Cruiser 100 оказался в почете у государственных чиновников, и вскоре на него пересела практически вся верхушка силовых министерств и ведомств.

Toyota Land Cruiser 100
Автомобиль Toyota Land Cruiser 100 на улице города. Новый Уренгой, Россия, 22 июля 2017 г.

Первые внедорожники в России в силу их большой стоимости чаще всего применялись не по прямому назначению - не для поездок по пересеченной местности какими-нибудь «постсоветскими» рыбаками или охотниками. Зато часто джипы использовались для перевозки охранников, т. е. в качестве машин сопровождения. Массивные кузова из качественной и толстой стали не только успешно вмещали в себя целую бригаду телохранителей, но и давали дополнительные шансы выжить при авариях и перестрелках.

Машина и для леди

На территории бывшего СССР кроссоверы получили прозвище «паркетчики», хотя во всем мире эти внедорожники отнесены к классу SUV — Sport Utility Vehicle (спортивно-хозяйственного назначения). Такую несколько презрительную кличку эти машины получили за то, что утратили свою джипистость и эксплуатировались в основном в городских условиях.

Наиболее ярким примером автомобиля класса SUV в описываемый период стал Mercedes-Benz М-класс (обозначение ML). Владельцами этого люксового автомобиля в равных долях были как отечественные бизнесмены, так и бизнесвумен, которых в России к концу 90-х гг. XX в. было не так уж и мало.

Mercedes-Benz W164 М-класса
Автомобиль Mercedes-Benz W164 М-класса на междугородном скоростном шоссе. Москва, Россия, 2 июня 2012 г.

Для «активных» людей

Самым «крутым» внедорожником уходящего XX в., когда-либо колесившим по дорогам бывшего Советского Союза, стал BMW Х5. Стоимость нового автомобиля доходила до 130 тыс. долларов. Его производство было начато в 1999 г., поэтому в описываемый период «бэушных» машин еще не встречалось.

BMW Е53 Х5
Синий кроссовер BMW Е53 Х5 на улице города. Москва, Россия, 5 марта 2012 г.

Справедливости ради следует отметить, что это уже был не внедорожник в классическом понимании этого термина, а спортивный автомобиль SAV — Sport Activity Vehicle (спортивный автомобиль для активного отдыха).




Поделиться ссылкой