Первые иномарки в России

Для «крутых»

В конце 1980-х гг. на территорию Советского Союза начали проникать иномарки. Благодаря отмене железного занавеса и открытию границ этот процесс нарастал лавинообразно. Для граждан со средним достатком водители-перегонщики обычно привозили европейские и японские малолитражку а для тех, кто побогаче, европейские и американские машины класса люкс. Однако даже на фоне первых престиж отечественных «вишневых девяток» и черных «волг» очень быстро померк.

Поступления из США

Кроме легендарного «шестисотого мерса» (Mercedes-Benz S600, кузов W140), ставшего наравне со своим владельцем — «новым русским» — своеобразным символом девяностых, обеспеченные люди не гнушались прокатиться и на седане американского производства. Для бизнесменов средней руки больше подходили полноразмерные «крайслеры» (например, Chrysler New Yorker) и «понтиаки» (особенно популярен был Pontiac Grand Am). Более серьезные нувориши предпочитали огромные «кадиллаки» (например, Cadillac De Ville и Seville) и «линкольны» (Lincoln Town Саг). Их мощные моторы позволяли очень быстро набирать скорость, оставляя соседние машины далеко позади. Также они ценились за крайне мягкую подвеску, благодаря которой автомобиль даже по отечественной разбитой дороге двигался совершенно «безболезненно», лишь бережно покачивая своих седоков.

Автомобиль Lincoln Town Саг на улице города. Москва, Россия, 3 июня 2012 г.
Автомобиль Lincoln Town Саг на улице города. Москва, Россия, 3 июня 2012 г.

Mercedes-Benz для знаменитостей

Кроме «новых русских» автомобилями с трехлучевой звездой на капоте увлекались и многие знаменитые деятели культуры и политики. Самый известный из них — первый президент России Борис Ельцин. Кроме ЗИЛ-41047, доставшегося ему по наследству от Михаила Горбачева, в его распоряжении также находился «мерин» — Mercedes-Benz S500L (W140). Этот автомобиль появился в модельном ряду компании в 1991 г. и сразу же произвел настоящий фурор на автошоу в Женеве. В народе эти машины за свою массивность получили шуточное прозвище «слон». Даже в базовой комплектации его стоимость была в районе 150 тыс. долларов, что в середине 1990-х гг. было соизмеримо с ценой шикарных апартаментов в центре Москвы.

Полноразмерный роскошный автомобиль Mercedes-Benz S500L (W140) 1993 г. на самой большой выставке классических автомобилей в Европе Retro Classics. Штутгарт, Германия, 2 марта 2017 г.
Полноразмерный роскошный автомобиль Mercedes-Benz S500L (W140) 1993 г. на самой большой выставке классических автомобилей в Европе Retro Classics. Штутгарт, Германия, 2 марта 2017 г.

«Бэха» вместо «Мерина»

К концу 90-х гг. XX в. мода на огромные «слоны» от Mercedes-Benz прошла. Их внешность приелась и уже не считалась крутой. В этот период на постсоветском пространстве из тени «мерса» вышел его главный европейский конкурент BMW. А среди представительских машин самой популярной стала BMW 7-й серии в кузове Е32. Правда, она считалась не совсем подходящей для отечественных дорог за счет слишком «изнеженной» ходовой части и обилия электроники, но зато имела шикарный внешний вид. В салоне такой машины пассажиры, сидевшие сзади на удобном сидении, могли спокойно закинуть ногу на ногу.

Глянцевый и блестящий классический ретроавтомобиль BMWE32 735i 1991 г. на мероприятии Warsaw Oldtimer Show. Надажин, Польша, 13 мая 2017 г.
Глянцевый и блестящий классический ретроавтомобиль BMWE32 735i 1991 г. на мероприятии Warsaw Oldtimer Show. Надажин, Польша, 13 мая 2017 г.

Знаменитый «бумер»

В последние годы XX в. обеспеченные постсоветские граждане получили возможность приобрести очередной шедевр специалистов BMW — люксовый седан 7-й серии с кузовом Е38. Справедливости ради к термину «обеспеченные» надо было бы добавить слово «особо», так как стоимость подобного автомобиля начиналась от 100 тыс. долларов. Но он того стоил. Как и подобало седану представительского класса, его огромный салон был отделан высококачественной кожей и вставками из ценных пород дерева. Пассажиры на задних сиденьях получили такое пространство, что могли даже вытянуть и размять ноги. Кстати, именно «семерка» BMW стала главной «героиней» культового фильма «Бумер».

Автомобиль BMW Е38 7-й серии на улице города. Москва, Россия, 2 июня 2013 г.
Автомобиль BMW Е38 7-й серии на улице города. Москва, Россия, 2 июня 2013 г.

«Иностранец» для деловых людей

Бизнесмены среднего достатка при подборе элитного автомобиля во второй половине 1990-х гг. чаще всего останавливали свой выбор на «немце» классом ниже — Audi. Особенно престижной считалась модель Audi А8, которая также относилась к автомобилям представительского класса. Главной фишкой этой машины был Quattro — неоткпючаемый привод на четыре колеса, что было немаловажным для дорог постсоветского пространства. Впоследствии эти автомобили, получившие прозвище «директорские», были заменены на более люксовые и практичные А6, но произошло это уже в начале XXI в.

Автомобиль Audi А8 на улице города. Москва, Россия, 2 июня 2013 г.
Автомобиль Audi А8 на улице города. Москва, Россия, 2 июня 2013 г.

Для тех, кто попроще

Уже к середине 1990-х гг. подержанные «опели», «пежо», «фольксвагены» и «аудюхи» стали не редкостью на дорогах России. К огромной радости иностранцев русские автоперегонщики существенно почистили западные автомобильные свалки и рынки не новых машин, переправив всю «добычу» на родину. В результате возможность пересесть на иномарку для многих бывших советских граждан стала вполне реальной, и уже к 1995 г. каждый пятый автомобиль в стране был импортного производства.

«Пятерочка»

Для бизнесменов «попроще», но также желающих выделиться среди окружающих за счет своего железного коня, идеальным выбором была BMW 5-й серии в кузове Е34. По качеству сборки, отделки, комфортности и высоким динамическим характеристикам их вполне можно было поставить на одну ступень с роскошными BMW 7-й серии. Несмотря на свой «представительский» внешний вид, стоили они более «гуманно», и даже в первой половине 1990-х новый BMW525i можно было приобрести за 30—35 тыс. долларов. За свою неприхотливость и мощный двигатель «бэхи» 5-й серии также пользовались популярностью у представителей криминального мира. Это хорошо продемонстрировано в телесериале «Бригада», где на BMW 525i раскатывали практически все более-менее значимые «авторитеты».

Легковой автомобиль BMW Е34 5-й серии. Вильнюс, Литва, 20 марта 2019 г.
Легковой автомобиль BMW Е34 5-й серии. Вильнюс, Литва, 20 марта 2019 г.

«Неубиваемые» Mercedes-Benz

Мелкие бизнесмены класса «ларечник» и бригадиры «братков» предпочитали более доступные по стоимости, но не менее «представительские» подержанные «124-е мерины» — Mercedes-Benz W124. Впервые эти автомобили появились в модельном ряду компании еще в 1984 г., и за 11 лет производства их было выпущено более 2 млн экземпляров. В результате основная масса этих очень популярных в Европе машин в первой половине 90-х гг. XX в. была переправлена на постсоветское пространство. Благодаря тому, что в конструкцию автомобиля был заложен большой ресурс пробега, «124-е» можно встретить даже в наши дни, и это несмотря на то, что все это время они активно эксплуатировались на дорогах, качество которых оставляет желать лучшего.

Автомобиль Mercedes-Benz W124 Е-класса на улице города. Москва, Россия, 3 июня 2012 г.
Автомобиль Mercedes-Benz W124 Е-класса на улице города. Москва, Россия, 3 июня 2012 г.

Для бизнеса и криминала

В конце 90-х гг. прошлого столетия бандиты и бизнесмены «местного значения» начали переоснащать свой «автопарк» более современными и комфортабельными автомобилями. В результате «бэхи» и «мерины» в больших количествах появились на авторынках страны. К этому времени их стоимость упала настолько, что стала доступной даже для граждан со средним достатком. А бывшие владельцы этих некогда «крутых тачек» начали пересаживаться на их обновленные версии — BMW 5-й серии с кузовом Е39 и Mercedes-Benz Е-класса с кузовом W210. Обе модели поступили в продажу в Европе еще в 1995 г., а территории бывшего Советского Союза в массовом количестве достигли только пятилетие спустя. Весьма запоминающийся внешний вид и более мощные по сравнению с предшественниками моторы сделали эти «лупатые» и «скуластые» автомобили необычайно популярными.

Автомобиль Mercedes-Benz W210 Е-класса на улице города. Москва, Россия, 3 июня 2012 г.
Автомобиль Mercedes-Benz W210 Е-класса на улице города. Москва, Россия, 3 июня 2012 г.

Для более простых автолюбителей

Наиболее популярными индивидуальными транспортными средствами иностранного производства для среднестатистического гражданина (в народе называемого нищебродом) по одну сторону Урала стали подержанные европейские автомобили 1970—80-х гг. выпуска, а по другую — их одногодки из Японии и Кореи. Среди «европейцев» бесспорное лидерство принадлежало «селедкам» Audi 80 и «бочкам» Audi 100 Avant, а среди «азиатов» — Mazda 626. Средняя стоимость «не сильно бэушного» импортного автомобиля невысокого класса, с небольшим пробегом по отечественным дорогам равнялась 2—3 тыс. долларов. Порой на авторынке можно было встретить автомобили вообще по «смешным ценам» — 1,2—1,5 тыс. долларов.

Глянцевый классический ретроавтомобиль Mazda 626 GLX 1986 г. Познань, Польша, 3 ноября 2017 г.
Глянцевый классический ретроавтомобиль Mazda 626 GLX 1986 г. Познань, Польша, 3 ноября 2017 г.

Городские автомобильчики

В середине 1990-х гг. на территорию бывшего Советского Союза пришла мода на миниатюрные машинки иностранного производства. По европейской классификации легковых автомобилей такие транспортные средства относились к особо малому классу А, а в народе назывались инвалидками. Комфорт водителя и пассажиров в таких машинах приносился в жертву компактности и экономичности. Двигатель мощностью 40—80 л. с. позволял автомобилю разгоняться до максимальной скорости 130—160 км/ч, но зато он «кушал» всего 5—7 л на 100 км. В конце XX в. наиболее популярными автомобилями стали «восточные» Daihatsu Cuore, Hyundai Pony, Nissan Micra, Suzuki Swift, Toyota Starlet и «западные» Peugeot 106, Peugeot 309, Renault 5, Renault Twingo, Renault Clio, VW Golf, Skoda Favorit.

Renault Twingo припаркован на общественной стоянке в городе. Шкофья-Лока, Словения,7 августа 2017 г.
Renault Twingo припаркован на общественной стоянке в городе. Шкофья-Лока, Словения,7 августа 2017 г.



Поделиться ссылкой