Рубежи скорости автомобилей

В 1895 г. состоялись одни из первых в истории автомобильные гонки по трассе Париж—Бордо. Их победителем стал французский инженер и автогонщик Эмиль Левассор. После того как он остановил машину на финише и ступил на землю, то первыми его словами были: «Это было безумие. Я делал 30 километров в час!»

Первый рекорд от электрокара

Удивительный факт: первый автомобиль, который преодолел барьер в 100 км/ч, был оснащен двумя электрическими двигателями. Такой электромобиль построил проживавший во Франции бельгийский автогонщик Камилл Женатци. В апреле 1899 г. он разогнал свое детище под названием La Jamais-Contente («Постоянно недовольная») до 106 км/ч.

«Сотенные пределы»

В 1911 г. американским гонщиком Робертом Бурманом был преодолен 200-километровый скоростной рубеж. Во время рекордного заезда на специально построенном для этого автомобиле Blitzen Benz («Молния Бенца») он показал скорость 228,04 км/ч. Очередной скоростной предел «перешагнул» британский гонщик Генри Сигрейв. В марте 1927 г., управляя автомобилем Sunbeam 1000 hp, он разогнал его до 327,89 км/ч. 400-километровый рубеж скорости впервые преодолел в 1932 г. британский автогонщик сэр Малькольм Кэмпбелл. Автомобиль его конструкции Napier-Campbell, получивший название Blue Bird («Голубая птица»), достиг скорости 408,63 км/ч. Следующий «сотенный» рубеж скорости (502,43 км/ч) был покорен в 1937 г. на автомобиле Rolls-Royce Alston, за рулем которого находился гонщик Джон Айстон.

Коллекция старых автомобилей в Autoworld Museum, показывающая историю автомобилей с самого начала. Брюссель, Бельгия, 25 августа 2015 г.
Коллекция старых автомобилей в Autoworld Museum, показывающая историю автомобилей с самого начала. Брюссель, Бельгия, 25 августа 2015 г.

«Дух Америки»

Следующие ступени рекордов были преодолены американцем Крейгом Бридлавом. Его трехколесная гоночная машина Spirit of America («Дух Америки») была оснащена авиационным турбореактивным двигателем, став первым реактивным автомобилем. В сентябре 1963 г. этот автомобиль преодолел 600-километровый рубеж скорости, разогнавшись до 657,114 км/ч. При этом произошел курьезный случай — этот рекорд не был признан автомобильной федерацией FIA, так как автомобиль был трех-, а не четырехколесным. Зато этим фактом воспользовалась мотоциклетная федерация FIM и признала рекорд за Крейгом Бридлавом, отнеся его автомобиль к мотоциклам с коляской. В дальнейшем Бридлав на адаптированном под требования FIA четырехколесном автомобиле Spirit of America Sonic 1 первым преодолел несколько очередных «сотенных» рубежей: «700» — 13 октября 1964 г., разогнавшись до скорости 754,330 км/ч, а спустя 2 дня ему покорилась «800» (846,861 км/ч).

Автомобиль Spirit of America на выставке в Музее науки и промышленности. Чикаго, США
Автомобиль Spirit of America на выставке в Музее науки и промышленности. Чикаго, США

Автомобили «тысячник» и «сверхзвуковик»

В ноябре 1965 г. 900-километровый рубеж скорости преодолел Эрт Эрфонс, выжав из своей машины The Green Monster («Зеленый монстр», которая, кстати, была красного цвета) 927,872 м/ч. «Тысячу» первым «перепрыгнул» в октябре 1970 г. гонщик Гэри Гэбелич на автомобиле The Blue Flame («Голубое пламя»). А самая высокая скорость в мире достигнута на реактивном автомобиле Thrust SSC. 15 октября 1997 г. пилот британских ВВС Энди Грин разогнал машину до 1230 км/ч, став первым в мире человеком, преодолевшим звуковой барьер с помощью наземного транспортного средства. «Я проезжал километр за три секунды. Это было самое прекрасное приключение в моей жизни», — заявил Грин журналистам.

Реактивный автомобиль Blue Flame
Реактивный автомобиль Blue Flame работал на топливной смеси из сжиженного природного газа и высококонцентрированного пероксида водорода
К сведению! За более чем вековую историю конструкция автомобиля претерпела множество изменений и стала весьма сложной. Как подсчитали специалисты, по технологичности современный автомобиль уже значительно превосходит первые искусственные спутники нашей планеты, а электронная начинка по производительности приближается к лучшим персональным компьютерам. Но в вопросах скорости по космическим меркам автомобили обладают медлительностью улитки. Ведь даже на самом быстром суперкаре путешествие на Луну растянется более чем на месяц
Thrust SSC Supersonic Саг, самый быстрый автомобиль в мире и рекордсмен скорости в Музее транспорта. Ковентри, Англия, 4 ноября 2016 г.
Thrust SSC Supersonic Саг, самый быстрый автомобиль в мире и рекордсмен скорости в Музее транспорта. Ковентри, Англия, 4 ноября 2016 г.



Поделиться ссылкой