Как появились лыжи?

У лыж более чем солидный возраст — около пяти тысяч лет. Они гораздо древнее колеса. Для многих народов Европы, Америки, Азии лыжи стали не только средством передвижения, но и условием выживания. Недаром древние цивилизации северных широт назвали лыжными. Вам не придется гадать, как выглядели пралыжники: художники времен неолита старательно нарисовали их на скале Залавюрга, вблизи впадения реки Выг в Белое море (Карелия).

Переход через горы на снегоступах. Гравюра 1555 г.
Переход через горы на снегоступах. Гравюра 1555 г.

А лыжу, возраст которой 4000 лет, ленинградские археологи обнаружили в Псковской области.

Веками лыжи верно служили охотникам, крестьянам, княжеским и королевским курьерам, почтальонам. Никоновская летопись под 1444 годом сообщает о русских лыжных ратях. Дотошный шведский архиепископ из Упсалы Олаус Магнус в книге «История северных племен» (издана в Риме в 1555 г.) не только описал лыжников своего времени, но и поместил в книгу гравюру с охотником на лыжах и мальчиками, видимо, осваивавшими искусство древнего слалома на очень коротких лыжах.

Не прошло и двадцати лет, как появилась еще одна книга — на сей раз в Кракове — «Описание европейских сарматов» (сарматами называли кочевые племена, варваров), в которой изображались два лыжника — охотник и воин; оба на очень коротких лыжах с сильно загнутыми носами. Воину лыжные палки заменяет длинная пика; руки охотника заняты луком — тут уж не до палок.

Лыжники. Швеция. Гравюра XVI в.
Лыжники. Швеция. Гравюра XVI в. Для северных стран лыжи стали условием выживания

Много воевавший польский король Стефан Баторий (вторая половина XVI в.) был наслышан о русских лыжных ратях. Он быстро смекнул, какую силу они могут представлять в зимних баталиях, и с успехом применил в Ливонской войне против... русских. Примерно в ту же пору, в правление Ивана Грозного, усердием побывавшего в Московии заезжего иностранца был издан труд с изображением лыжников-«московитов».

Прошло еще лет двести, и правая (толчковая) лыжа стала чуть ли не вдвое короче левой; ее обшивали мехом, чтобы не отдавала назад (не проскальзывала). Отталкивались шестом в рост человека.

Для человека городского лыжи были диковиной даже в середине прошлого века, и Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» с присущей ему дотошностью описал это простонародное средство передвижения как «парные дощечки, подвязанные под подошвы, для хода по насту, по окрепшему снегу». От носка лыжи тянулся поводок «для управления, когда нужно, руками». Концы лыж загибали не только спереди, но иногда и сзади.

Ходили в основном на голицах, т. е. на лыжах, не подбитых мехом. Более удобны были лыжи, подбитые кисами — шкурками с пазанок, нижней части ног лося, оленя или жеребенка или шкурками выдры. Даже на крутых подъемах такие лыжи не скользили назад... И все еще отталкивались палкой — батожком, койкой, посохом или кухтарем. При спуске на нее садились верхом — для торможения. На палке был крючок, им цеплялись за ветки деревьев при подъеме в гору.

Камчадал на лыжах (в центре)
Камчадал на лыжах (в центре). Так в XVII1-XIX вв. называли коренных жителей Камчатки, их потомков и русских переселенцев. Художник Е. М. Корнеев нарисовал его с натуры в начале позапрошлого века

А вот лыжный спорт намного моложе самих лыж; его родиной можно считать Норвегию, где в 1843 году в Тромсе впервые состоялись лыжные гонки на 5 км.

Популярности лыж в Европе способствовал беспримерный лыжный переход через Гренландию известного полярного исследователя Фритьофа Нансена в 1888 году, описанный самим Нансеном в книге «По снегу через Гренландию». В начале XX века бегали лыжную стометровку. Зато и марафон был в большом почете. В Швеции он составлял 200 километров. Невиданная ранее трасса в 724 километра была назначена для лыжного марафона между Москвой и Санкт-Петербургом в 1911 году. Победитель одолел ее за 12 дней 6 часов и 22 минуты.

Скоростной спуск и слалом
Скоростной спуск и слалом родились на альпийских склонах в конце XIX в. Видимо, их зачинателями были отчаянные ребята из здешних деревень и городов. Весомый вклад сделали и скандинавы. А изобретателем самих горных лыж следует считать Матиаша Збарского. В 1891—1892 гг. он переделал норвежские лыжи в альпийские, сумев придать им маневренность и устойчивость при стремительном скольжении

Долгое время лыжи изготовляли из цельного дерева — в дело шли бруски березы, ясеня, клена и бука. Для гоночных лыж самыми подходящими всегда были береза и клен. Потом лыжи стали клееными — из нескольких слоев фанеры с окантовкой по краям скользящей поверхности из твердой древесины. С 1974 года началась эра пластиковых лыж. За несколько лет они целиком вытеснили из большого спорта деревянные лыжи. Залогом успеха стали меньшая масса, большая прочность и отличные беговые качества.

Пластиковые лыжи хорошо держат мазь, а при толчке обеспечивают сцепление со снегом (не проскальзывают назад). Лыжные палки тоже не узнать: они из стеклопластика, армированного угольными волокнами; за прочность и легкость их назвали «угольным пером». Нет и прежних колец — их заменили изящные пластиковые «лапки» или полусферы. Новые материалы внесли изменения и в технику ходьбы на лыжах. Теперь во время гонок спортсмены предпочитают коньковый ход: он обеспечивает более высокую скорость.




Поделиться ссылкой