Паровоз Третивика

Возможно, первым в истории применил «двигатель» для сухопутного транспорта Вещий Олег в 907 г.: по легенде, он поставил на катки ладьи и под парусами посуху подкатил на них к воротам Царьграда. Но с тех пор вплоть до появления паровой машины неизвестно ни об одной успешной попытке заменить живую силу лошади для передвижения экипажа. Считается, что сухопутный паровой транспорт родился в 1804 г., когда Ричард Третивик запатентовал паровоз.

Ричард Третивик
Ричард Третивик

Первые попытки

В 1770 г. французский инженер Николя Кюньё построил первую повозку на паровом двигателе - тележку для пере возки тяжёлых артиллерийских орудий по грунтовым дорогам. Но далеко проехать на слабеньком паровом котле Кюньё не удалось: на испытаниях его машина врезалась в стену и взорвалась.

Более успешным оказался опыт У. Мёрдока, создавшего в 1784 г. паровой экипаж для езды по улицам. Но его идею не поддержал ни его работодатель Уатт, ни духовенство, узревшее в самодвижущейся повозке дьявольское начало, и Мёрдок вынужден был оставить свою затею.

Паровая тележка Кюньё
Паровая тележка Кюньё

«Пыхтящий дьявол»

Дело Мёрдока продолжил его ученик Ричард Третивик. Третивик понял, что развить мощность стационарной паровой машины в маленьком двигателе можно только путём увеличения давления пара на его поршни, и в 1800 г. запатентовал паровую машину высокого давления. В этом небольшом агрегате пар поступал в цилиндры под давлением, более чем в 4 раза превышающем давление в машинах Уатта. Уатт счёл этот опыт слишком опасным, но Третивик уже в 1801 г. успешно испытал первую паровую повозку с двигателем высокого давления, дав ей кричащее название «Пыхтящий дьявол». «Дьявол», как и его предшественники, ездил по дорогам.

Паровоз «Пыхтящий дьявол» Третивика 1801 г. Реконструкция

Паровоз и рельсы

Будучи сыном управляющего рудником, Третивик видел практическое применение паровых экипажей прежде всего в шахтах, для транспортировки угля. А угольные вагонетки там двигались по рельсам, и в 1802 г. Третивик создал первый в мире рельсовый паровоз «Коалбрукдейл» для шахт одноимённой угольной компании, а в 1804 г. взял первый в мире патент на паровоз «Пеннидарен», похожий на «Коалбрукдейл».

В этих паровозах Третивик впервые использовал горизонтальную паровую машину высокого давления — паровые двигатели именно такой конструкции впоследствии стали применяться на всех паровозах. Паровозы Третивика получились слишком тяжёлыми для хрупких чугунных рельсов, предназначенных для лёгких шахтных и заводских вагонеток, и почти не использовались по назначению. Но у идеи сочетать паровоз с железной дорогой оказалось большое будущее.

Паровоз «Пеннидарен» Третивика. 1804 г. Реконструкция
Паровоз «Пеннидарен» Третивика. 1804 г. Реконструкция

Развитие идеи

Прочно связал судьбу паровоза с рельсами Джордж Стефенсон, который был не только строителем первых общественных железных дорог, но и конструктором паровозов. В 1825 г. Стефенсон сам провёл свой первый паровоз «Локомотив № 1» с грузовыми пассажирскими вагонами по своей первой железной дороге Стоктон — Дарлингтон. Через 5 лет Стефенсон построил железную дорогу Ливерпуль — Манчестер и сконструировал для неё паровоз «Ракета». Если «Локомотив № 1» развивал скорость всего 7,5 км/ч, двигаясь по чугунной дороге, то «Ракета», для которой Стефенсон проложил железные рельсы на каменных шпалах, развивала скорость до 19 км/ч. На всех паровозах Стефенсона были установлены горизонтальные паровые машины высокого давления.

Первый русский паровоз был создан в 1833 г. отцом и сыном Черепановыми для Нижнетагильских заводов под чугунные рельсы.

Паровоз Ефима и Мирона Черепановых. 1833 г. Реконструкция
Паровоз Ефима и Мирона Черепановых. 1833 г. Реконструкция



Поделиться ссылкой