Казалось бы, роботы и спорт несовместимы: машины не контролируют свое тело и не могут показывать высокий уровень командной игры.
На первый взгляд, роботы представляются легкими соперниками для человека практически в любом виде спорта. Однако ничто не мешает им соревноваться между собой.
В 1993 году прошли первые международные соревнования RoboCup. Роботы выявляли сильнейших игроков в футбол. При этом управлять ими было запрещено: устройства должны сами анализировать ситуацию и предпринимать лучшие с их точки зрения действия. С тех пор соревнования стали ежегодными и их участников становится все больше. Главная цель, по словам организаторов, подготовить к 2050 году команду роботов, способную обыграть лучшую футбольную сборную мира. В рамках турнира проводятся не только футбольные матчи: популярностью пользуются соревнования по танцам и заезды спасательных роботов. Последние должны исследовать лабиринты, искать «пострадавших» и формировать карту местности. Задание усложняется тем, что путь участников проходит по коридорам, оборудованным препятствиями, мешающими передвижению.
В 2010 году в Китае состоялись первые Олимпийские игры роботов-андроидов. Участники были поделены на три типа: автономные, полуавтономные и с дистанционным управлением. В соревнованиях выступали роботы только одного типа. В программе было шесть видов спорта: гимнастика, футбол, бокс, танцы, легкая атлетика и выполнение различных трюков.
В Японии популярностью пользуются роботы-сумоисты. Главная их задача — вытолкать соперника за пределы круга. Соревнования напоминают битву боевых роботов, но участники гораздо меньше, к тому же они не вооружены и не оснащены особой броней.
Роботы могут быть использованы в различных видах спорта в качестве помощника на тренировках. Беговые не только перемещаются с заданной скоростью, но и высчитывают лучшую траекторию движения по дорожке.
Для игроков в настольный теннис создан тренажер, способный за доли секунды реагировать на мяч, просчитывать его будущие координаты, учитывать расположение противника и наносить удар с нужной для победы силой.
В волейболе роботы используются для отработки пробития блока: они вычисляют, откуда будет наноситься удар, и могут его блокировать. Подобные установки применяются во многих видах спорта, что повышает эффективность тренировочного процесса.
В 1997 году суперкомпьютер Deep Blue переиграл в серии из шести партий чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
В 2016 году компьютеризированный робот смог выиграть у одного из сильнейших игроков в го («китайские шашки»). Но и это не предел: усовершенствованная программа, построенная на принципе самообучения, стала гораздо сильнее и победила предшественницу со счетом 100:0. Интересно, что профессиональные игроки не смогли понять логику действий робота.
В октябре 2017 года был проведен заезд между одним из лучших мотогонщиков в истории Валентино Росси и роботом Motobot, способным управлять байком на скорости до 228 километров в час. Титулованный спортсмен одержал уверенную победу, но создатели робота уверены, что в этом противостоянии победа скоро будет за их детищем.
Один из видов спорта, где роботы уже сейчас сильнее человека, — это гольф. Существует несколько разработок, которые могут отправить мяч в лунку с любой точки поля. Для этого роботы анализируют множество параметров, начиная с силы и направления удара и заканчивая влажностью воздуха. Такие установки чаще всего используются в обучающих целях: они подсказывают гольфистам лучшую последовательность действий, учитывая при этом их прошлый опыт.
NAO
Автономный программируемый человекоподобный NAO — самый известный и востребованный робот французской компании ALDEBARAN ROBOTICS.
Его разработка началась в 2004 году в качестве наглядного пособия для исследований и обучения. Однако он оказался востребованным далеко за пределами лабораторий университетов: NAO является основным роботом турнира по футболу среди роботов RoboCup. Впервые на нем андроид выступил в 2008 году, а с 2010-го заменил AIBO, став базовой платформой для участников соревнований.
Благодаря встроенным программным модулям с функциями распознавания и синтезирования речи андроид узнает людей и предметы, определяет источники звука, реагирует на голосовые команды, мимику и жесты окружающих, а также сам использует выразительные жесты для общения. Робот взаимодействует с человеком посредством встроенных динамиков, микрофонов, камер, тактильных сенсоров, светодиодов, а также движения рук и тела. NAO способен анализировать свои поступки и быстро самообучаться. Робот имеет возможность работать автономно и взаимодействовать с другими NAO, что позволяет ему координировать действия в команде и решать таким образом даже трудные задачи.
NAO используется не только в спортивных играх, но и для обучения детей, больных аутизмом. Робот хорошо зарекомендовал себя в качестве компаньона для пожилых людей и пациентов больниц. Кроме того, это прекрасный тренер по фитнесу, который утром заставит хозяина покинуть теплую постель и начать утреннюю гимнастику, а также может вдохновить на тренировку своим примером.