Ар-нуво и сецессионизм (1890-1905 годы)

На самом рубеже ХХ столетия энергичное поколение художников и дизайнеров сумело создать современный интернациональный художественный стиль. Новое течение явилось ответом на промышленное развитие и технический прогресс. Направление ар-нуво, несмотря на общие для стиля фундаментальные понятия, в разных странах развивалось совершенно по-разному.

Уже примерно с 1890 года в обществе циркулировала идея о том, что грядущему тысячелетию необходимо совершенно новое искусство. Художники и дизайнеры по всему миру осваивали новые методики, открывали для себя новые материалы либо, напротив, отвергали все, произведенное машинным способом, и возвращались к прошлому. Так родился стиль ар-нуво — причудливое сочетание множества порой противоположных образов и идей. Мастера ар-нуво стремились объяснить миру, что искусство — это не только то, что можно увидеть на стенах музеев и картинных галерей, они попытались преодолеть барьер между «чистым» и прикладным искусством.

Волнистые линии

Практически все представители ар-нуво были страстно убеждены, что декоративное искусство должно быть возвышено до уровня искусства подлинного, что ему следует как можно скорее расстаться с пережитками консервативных идей прошлого. Новый стиль объявил войну вычурности викторианских завитушек и украшательству отчасти под влиянием символизма, отчасти под воздействием кельтского и японского искусства. Как художественное направление ар-нуво иссякает примерно к 1905 году, но глубина и мощь его были таковы, что повлияли на развитие искусства и дизайна всего ХХ века.

Любое произведение декоративного или просто искусства сочетает в себе характерные черты стиля: изысканную стилизацию, причудливо изогнутые формы, природные элементы в ритмичных орнаментах. В качестве декоративных элементов часто используются женские фигуры, изображения животных и растений, где особенно выделены цветы, листья, завитки волос или перьев. Материалы, которые применяли в ар-нуво, тоже современны: стекло, олово, железо и серебро; а краски — либо матовые и приглушенные, либо бесстыдно-яркие, как на японских гравюрах.

«Жизнь — это листья, которые питают растение и образуют его форму, а искусство — это цветок, в котором заключен смысл его существования» Чарльз Ренни Макинтош

Сецессионизм

В Австрии национальный вариант ар-нуво известен под названием «Венский сецессион». Движение объединяло художников, скульпторов и архитекторов. Среди его основателей Густав Климт (1862-1918), Коломан Мозер (1868-1918), Йозеф Хоффман (1870-1956), Йозеф Мария Олбрих (1867-1908) и другие. Первым президентом «Сецессиона» был Климт. Художники выступили против косности и консерватизма Kunstlerhaus, официального выставочного центра в Вене; они считали, что публике нужно показывать работы прогрессивных авторов.

Художники, объединившиеся в «Венский сецессион», не имели единого стиля, их связывала исключительно идея расширения возможностей искусства, стремление вырваться за рамки академических канонов. Они желали создать нечто совершенно новое. Над входом в здание «Сецессиона» красуется надпись: «Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода». Идеи художники пропагандировали на страницах журнала «Versacrum», замысловато иллюстрированного в стиле сецессион.

Густав Климт
Густав Климт
Коломан Мозер
Коломан Мозер

Международное движение

В качестве реакции на академизм XIX века живые, непринужденные элементы ар-нуво проявлялись в самых разных жанрах — изобразительное искусство, мебель, архитектура, ювелирные изделия, — вводя искусство в повседневный обиход. На начальном этапе в развитии стиля важную роль сыграли Артур Хейгейт Макмердо (1851-1942) и Альфонс Муха (1860-1939). В 1883 году Макмердо нарисовал обложку для книги «Церкви Рена в Сити», ставшую настоящей сенсацией — асимметричные причудливо-волнистые линии, не вызывавшие никаких ассоциаций. Муха в 1894 году сделал афишу для Сары Бернар в роли Гисмонды — удлиненная, словно текучая фигура, изящный рисунок вызвали еще больший энтузиазм в творческой среде. Некоторое время стиль даже называли «Стилем Мухи» в честь автора. В скором времени новые веяния охватили всю Европу, а затем распространились и за ее пределы.

Последователями ар-нуво были Климт и Муха, иллюстраторы Одри Бердслей (18721898) и Уолтер Крейн (1845-1915); архитекторы Анри ван де Вельде (1863-1957), Виктор Орта (1861-1947), Антонио Гауди (1852-1926), Эктор Гимар (1867-1942), Луис Салливан (1856-1924), архитектор, дизайнер и художник Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928); ювелир Рене Лалик (1860-1945), дизайнеры декоративного стекла Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) и Эмиль Галле (1846-1904). Все эти мастера жили в разных странах, работали каждый в своей оригинальной манере, но при этом все они следовали идеям ар-нуво. И отражением этих идей могло стать любое произведение — рекламный плакат, ювелирное изделие, здание или скульптура.

Артур Хейгейт Макмердо
Артур Хейгейт Макмердо
Альфонс Муха
Альфонс Муха
«Мы хотим народности в искусстве. Не простого формального согласия на словах, не мертвого единообразия, но всестороннего и гармоничного единения при сохранении индивидуальности, которое может быть достигнуто при условии политической и социальной свободы» Уолтер Крейн

Современное общество

Ар-нуво — это больше чем стиль. Это способ понимания современного общества и новых технологий, попытка переосмыслить роль и воздействие искусства. Абсолютно новой была идея о том, что один художественный стиль может реализоваться во всем — от бытовых предметов до архитектуры и живописи. Влияние ар-нуво ощущалось в самых разных художественных сферах весь ХХ век.

Под разными именами

Термин «ар-нуво» происходит от Maison de I'Art Nouveau, мебельного магазина, открывшегося в Париже в 1896 году и специализировавшегося на предметах современного искусства. В разных странах этот стиль известен под различными названиями. В Германии — «югендстиль», по названию одноименного журнала. В Италии его называют «либерти», по имени владельца лондонского магазина Артура Либерти, в Испании — «модерниста», во Франции он известен как стиль «модерн» (или «нуиль» — от слова «лапша»), а в Австрии — стиль «сецессион».

«Три возраста женщины»

Первое крупное живописное полотно Климта, известное еще как «Мать и дитя», представляет три этапа в жизни женщины: детство, материнство и старость. Следуя принципам сецессионизма, Климт пишет удлиненные текучие фигуры, словно очерченные волнообразным контуром и декоративными элементами. Это, безусловно, живопись, но колористика, текстура и декор побуждают отнести произведение в равной степени к декоративному искусству. Влияние символизма здесь очевидно, да и сам Климт заявлял: «Если хотите узнать обо мне как художнике, вам достаточно лишь внимательно посмотреть на мои картины и попытаться увидеть в них то, что есть я и что я хотел сказать».

«Три возраста женщины», Густав Климт, 1905, холст, масло
«Три возраста женщины», Густав Климт, 1905, холст, масло



Поделиться ссылкой