Архитектурные стили

Архитектурный стиль — это совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон. Назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приемы архитектурной композиции — все это входит в понятие того или иного архитектурного стиля.

Стиль — это художественное мировоззрение, охватывающее все стороны искусства и культуры общества в определенных условиях его социального и экономического развития, совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Архитектурный стиль

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Наряду с изготовлением орудий, живописью и пластикой архитектура является древнейшим из человеческих умений. Зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы.

Как область искусства архитектура оформилась в культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство она сформировалась к V в. до н. э. в античной Греции.

До середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль. Причем ее развитие шло от стиля эпохи, единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое, до великих стилей и наконец — индивидуальных авторских стилей.

Стили эпохи, такие как романский стиль, готика и ренессанс, возникали главным образом в те времена, когда оценка предметов искусства отличалась относительной негибкостью и достаточно легко приспосабливалась к изменениям.

Все так называемые большие стили — романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир — обычно признаются равнозначными. Однако на самом деле эти стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры — сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией.

Доисторическая архитектура

Древняя сакральная архитектура включает в себя неолитическую, древнеегипетскую и шумерскую архитектуры. Религиозные здания, храмы, часто рассматривались как место обитания богов и использовались в качестве места проведения ритуалов и жертвоприношений. Древние гробницы и погребальные сооружения также являются примером построек, отражающих религиозные верования разных народов.

Стоунхендж
Стоунхендж

Стоунхендж — мегалитическое сооружение в графстве Уилтшир, Англия, представляющее собой комплекс кольцевых и подковообразных земляных (меловых) и каменных конструкций. Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона. Это один из самых знаменитых археологических памятников в мире.

Луксорский храм в Египте — это развалины центрального храма Амона-Ра на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Луксорский храм в Египте
Луксорский храм в Египте

Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.

Античная архитектура (VIII в. до н. э. — V в. н. э.)

Главной архитектурной задачей у древних греков было строительство храмов. Это породило художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. В течение всей исторической жизни Древней Греции ее храмы сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и древними римлянами. Греческие храмы не походили на храмы Древнего Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но более изящные и богатые.

Парфенон
Парфенон

Парфенон — памятник античной архитектуры, древнегреческое святилище, расположенное на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине.

Романская архитектура (X—XIII вв.)

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.

Соборный ансамбль в Пизе, Италия
Соборный ансамбль в Пизе, Италия

Соборный ансамбль в Пизе, Италия (1063—1350 гг.) — кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца-дель-Дуомо. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII в., в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии.

Готика (XII—XV вв.)

Название стиля произошло от итальянского «gotico» — «готский, варварский». Стиль в западноевропейском искусстве XII—XV вв., завершивший его развитие в средневековый период. Термин был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть варварский характер всего средневекового искусства. На самом деле готический стиль не имел ничего общего с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение принципов романского искусства, которое, как и готика, находилось под сильнейшим воздействием церкви и было призвано воплощать в символических и аллегорических образах церковную догматику. Но искусство готики развивалось в новых условиях, основным из которых являлось усиление городов. Поэтому ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево, что стало возможным благодаря системе аркбутанов, переносящих давление свода на внешние столбы — контрфорсы. Готический собор символизировал порыв к небу и этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство — статуи, рельефы, витражи.

Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) строился с 1163 г. по начало XIV в. В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, с другой — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Возрождение (начало XV — начало XVII в.)

Особенное значение в этом направлении придается формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чем наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложные пропорции средневековых зданий сменяются упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходят полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Первым представителем данного направления был итальянский архитектор Филиппо Брунеллески, работавший во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно проникло в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и прочие страны.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески, и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зеленого (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары).

Барокко (конец XVI — конец XVIII в.)

Название происходит от итальянского «Ьагоссо» — «причудливый, странный». Долгое время слово «барокко» несло отрицательную оценку. В XIX в. отношение к барокко изменилось, чему послужили работы немецкого ученого Вельфлина. Если в эпоху Возрождения искусство воспевало мощь и красоту человека, то на рубеже XVI—XVII вв. эти идеи уступили место размышлениям о сложности и несовершенстве общественных отношений, мыслям о разъединенности людей. Поэтому главной задачей искусства стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний. Так определились основные черты стиля барокко — драматическая патетика, склонность к заостренным контрастам, динамичность, экспрессия, тяготение к пышности и декоративности. Постройки обязательно имели причудливые фасады, форма которых скрывалась за украшениями.

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (итал. San Carlo alle Quattro Fontane) — эталон причудливой барочной криволинейности. Спроектирована и построена в Риме одним из самых экстравагантных мастеров барокко — Франческо Борромини.

Рококо (XVIII в.)

Название стиля, развивавшегося в основном во Франции XVIII в., взято из немецкого языка. Французское название происходит от слова «госаille» — «раковина», поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного направления были декоративные мотивы в виде раковины.

Рококо возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения рококо была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество — черты, свойственные рококо и особенно сказавшиеся в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика рококо состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков. Манерно изогнутые линии маскируют конструкцию зданий. Стиль проявился в оформлении интерьеров построек.

Китайский чайный домик в Потсдаме
Китайский чайный домик в Потсдаме

Китайский чайный домик (нем. Chinesisches Haus) — садовый павильон в парке дворца Сан-Суси в Потсдаме. Построенный по эскизам самого короля, павильон является ярким примером увлечения той эпохи изделиями в китайском стиле, смеси орнаментальных стилевых элементов рококо и восточноазиатских строительных форм.

Классицизм (середина XVIII—XIX в.)

Этому стилю свойственны строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от архитекторов построек в стиле барокко, мастера классицизма никогда не создавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены.

Вилла Ла-Ротонда в Италии
Вилла Ла-Ротонда в Италии

Вилла Ла-Ротонда (итал. La Rotonda) — загородный дом, построенный архитектором Андреа Палладио на вершине холма под Виченцой (Италия), одно из центральных зданий в истории европейской архитектуры. Для архитекторов-палладианцев это был самый удачный образец усадебного дома. По его образу и подобию были выстроены тысячи зданий по всему миру — от американской усадьбы Монтичелло до Софийского собора в Царском Селе.

Модерн (1890— 1910-е гг.)

Получил распространение в Европе в 1890—1910-е гг. в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Дом Мила
Дом Мила

Дом Мила — жилой дом, построенный в 1906—1910 гг. в Барселоне архитектором Антонио Гауди для семьи Мила; одна из достопримечательностей каталонской столицы.

Ампир (XVIII— XIX вв.)

Название произошло от французского «empire» — «имперский». Является органическим завершением длительного развития европейского классицизма. Основная особенность данного стиля — сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. Его источником является римская скульптура, от нее ампир унаследовал торжественную суровость и четкость композиции.

Триумфальная арка в Париже
Триумфальная арка в Париже

Триумфальная арка в Париже имеет внушительные размеры: высота — 49,51 м, ширина — 44,82 м, высота свода — 29,19 м. В углах над арочным проемом расположены барельефы работы скульптора Жан-Жака Прадье с изображением крылатых дев, трубящих в фанфары, — аллегорий славы.

Хай-тек (с конца 1970-х гг.)

Основные черты стиля: использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений, прямые линии и формы, широкое применение стекла, пластика, металла, а также функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу.

Центр Помпиду в Париже
Центр Помпиду в Париже

Центр Помпиду в Париже построен по выбранному из 680 конкурсных работ новаторскому проекту Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Оригинальность идеи архитекторов была в расположении всех технических конструкций (арматурные соединения, трубопроводы, лифты и эскалаторы) снаружи здания, что позволило высвободить максимум полезной площади. Арматурные соединения выкрашены в белый цвет, вентиляционные трубы — в синий, водопроводные — в зеленый, электропроводка — в желтый, а эскалаторы и лифты — в красный.

Деконструктивизм (с конца 1980-х гг.)

Основан на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

Танцующий дом в Праге
Танцующий дом в Праге

Танцующий дом — офисное здание в Праге, состоящее из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Танцующий дом является архитектурной метафорой танцующей пары, в шутку его называют «Джинджер и Фред».




Поделиться ссылкой