Археологические раскопки Рима и его окрестностей, которые начались в XVIII столетии, привели к удивительным открытиям и новым знаниям о развитых античных цивилизациях. Величественная архитектура Древней Греции и Древнего Рима вновь становится образцом для подражания. Увлечение античностью в который раз заставило архитекторов Европы обратить свой взор к античным руинам…
В середине XVIII века начались археологические раскопки в Риме и его окрестностях. Перед взором изумленных любителей искусства представали поднятые из-под земли античные рельефы, обломки колонн и капителей. Поражали своей красотой сохранившиеся почти в первозданном виде фресковые росписи в домах Геркуланума и Помпей, погребенных некогда под толстым слоем пепла вулкана Везувий. Началось всеобщее увлечение античной культурой. Весь последующий XIX век европейцы строили с оглядкой на античные руины. Классицизм вновь стал «императорским» стилем. Где это произошло? Конечно же, во Франции!
Французский классицизм с самого начала стал выражением могущества Наполеона Бонапарта. Он был очень амбициозным правителем! Став императором, он распорядился создать себе окружение по образу и подобию римского. Сразу же родилось и новое название этой французской вариации на тему античности — ампир, то есть императорский.
Это был, безусловно, величественный стиль! И архитектура, и мебель, и декоративно-прикладное искусство стали помпезными и торжественными. В архитектурном облике обязательное участие принимали колонны и другие классические элементы. Для украшения дворцов и триумфальных арок и в декоре мебели начали использовать мотивы античных рельефов и скульптур. Сфинксы, львиные лапы, грифоны и маскароны (барельефы в виде головы человека или животного) уверенно соседствовали с военными атрибутами, изображения которых можно в избытке видеть на всех творениях ампирной эпохи. Это было не случайно: Наполеон мечтал завоевать всю Европу — и, таким образом, стиль воплощал идеи могущества и власти.
Идеи классицизма творчески развивали архитекторы императорского двора — Ш. Персье и П. Ф. Фонтэн. Они участвовали в перестройке Лувра и спроектировали триумфальную арку на площади Каррузель. На внешний облик арки повлияло восхищение архитекторами римской аркой Константина. Наверху возвышалась великолепная квадрига Святого Марка, привезенная Наполеоном из Венеции. Рельефы на арке, выполненные скульптором Клодионом, изображают триумфальный въезд Наполеона в Мюнхен и Вену, битву под Аустерлицем и другие судьбоносные события эпохи великого императора.
Во второй половине XVIII века немецкие архитекторы тоже начинают увлекаться античными идеями. Непререкаемым авторитетом при создании архитектурных сооружений пользуются памятники римской античности. К тому же в Германии, кроме раскопок, был свой популяризатор и проводник античных идей — знаменитый И. Винкельман. Благодаря археологическим открытиям и теоретическим работам этого самоотверженного поклонника античности классицизм в Германии приобрел небывалую популярность. Его труды «Размышления о подражании греческим произведениям» и «История искусства древности» снискали мировую известность.
В Германии, как и в других европейских странах, классицизм был стилем величественных архитектурных построек. Создавалось впечатление, что немецкие архитекторы находятся под прямо-таки гипнотическим влиянием античности. Достаточно посмотреть на Бранденбургские ворота в Берлине архитектора К. Г. Лангганса, которые, благодаря своему торжественному облику, стали своеобразным символом не только Берлина, но и всей Германии. А образцом при создании ворот служили Пропилеи афинского Акрополя. Как и триумфальную арку в Париже, ворота увенчала шестиметровая квадрига, которой управляет богиня победы Виктория. А как же иначе!
В 1816 году архитектор Л. фон Кленце выиграл конкурс на постройку Глиптотеки в Мюнхене. После успеха он стал придворным архитектором баварского короля Людвига I и почти превратил город в «новые Афины». По королевскому заказу фон Кленце выстроил в Мюнхене ансамбль Кёнигсплац, Пинакотеку, Пантеон на лугу Терезии и Пропилеи. Такова была степень восхищения античностью!
Но в 1820-х годах немецкий вариант ампира стал переходить в стиль, который был назван бидермайер. Он воплощал пожелания бюргерской среды, требовавшей комфорта и уюта. И никаких там высоких идей!
Помпезность неоклассической архитектуры оказалась слишком далека от потребностей простого народа. И постепенно увлечение античностью сменилось другими интересами.
В России ампир начал развиваться после победы над Наполеоном в войне 1812 года. Для России характерны территориальные разновидности этого стиля — московский ампир, петербургский ампир и провинциальный ампир
У распространения классицизма в России были свои причины — это постепенное превращение государства в просвещенную монархию. Причина очень основательная! Совершенно очевидно, что во главе такого государства стает личность сильная и амбициозная. И потому обязательно мыслящая себя императором. А где император — там и самый величественный стиль в архитектуре — классицизм!
Классицизм пришел в Россию из Западной Европы еще в 1760-х годах. В русском варианте стиля к строгим чертам античной архитектуры добавились отзвуки древнерусской и византийской культуры.
Одним из самых выдающихся архитекторов-классицистов конца XVIII столетия был непризнанный гений Василий Баженов. Будучи сыном обычного псаломщика, он, благодаря недюжинным способностям, стал профессором Римской, затем Болонской и Флорентийской академий.
Преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский, очень ценящий Баженова, сделал талантливого ученика своим помощником при постройке Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. А в сентябре 1759 года молодой архитектор отправился для развития таланта в Париж. Баженов стал одним из проводников «французского вкуса» в русской архитектуре. Ярким памятником такой постройки стал Пашков дом — истинное украшение Москвы. А вот Екатерина Великая не оценила по достоинству этого гения. Главным представителем классицизма в Москве станет М. Ф. Казаков — автор проекта зданий Сената в Кремле и Московского университета.
Но своей вершины русский классицизм достиг в архитектуре Санкт-Петербурга. Генеральный план новой столицы — в форме трезубца — еще в XVIII веке создали архитекторы П. М. Еропкин, М. Г. Земцов и И. К. Коробов. Но современный образ города определился только в XIX веке, когда появились многочисленные архитектурные комплексы: на Васильевском острове с Биржей, возведенной по проекту Тома де Томона; Адмиралтейство архитектора А. Д. Захарова; комплекс Казанского собора А. Н. Воронихина и многие другие.
Развитие классицизма в Петербурге достигает своей кульминации в работах К. И. Росси, который завершил Дворцовую площадь дугой здания Главного штаба, а Сенатскую площадь — зданиями Сената и Синода. И все это — в лучших европейских традициях!