Архитектура как вид практической деятельности изначально тяготеет к стандартам типового строительства: так быстрее, дешевле и надежнее. Но человек, противореча сам себе, постоянно стремится к уникальности, в том числе к уникальности жилища. Оригинальные творения Фриденсрайха Хундертвассера невозможно поставить в один ряд с типовой архитектурой.
Настоящее имя Фридерик Стовассер осталось в безмятежном довоенном детстве Фриденсрайха Хундертвассера, автора сооружений, ставших архитектурными достопримечательностями родной ему Вены. Живописец-экспрессионист, скульптор, график, мастер перформанса, этот человек умудрялся все, к чему бы он ни прикасался, превращать в искусство: от ступеней придорожного кафе до мусороперерабатывающего завода.
Архитектурой Хундертвассер серьезно занялся с 1950-х гг. Его стиль сравнивают с творческим почерком Антонио Гауди: их роднит вкус к цвету, признание важности детали, любовь к керамической отделке фасадов и интерьеров и, главное, категорическое неприятие сооружений в виде стандартных коробок. Хундертвассер от условных форм и природных мотивов перешел к непосредственному введению зеленых насаждений в архитектурные объекты. В многоквартирных домах он создавал особые ниши для обитания деревьев в соседстве с людьми, прямо в квартирах. И старался сделать это соседство для первых максимально комфортным, включая в интерьеры неровные полы и участки травы.
Один из домов, построенных Хундертвассером, принадлежит благотворительному фонду «Рональд Макдональд Хаус Чарити». В этом красочном сооружении с плавными переходами- галереями, расписными фасадами и золочеными куполами находятся во время лечения тяжелобольные дети вместе с семьями.
Знаменитый Дом Хундертвассера в Вене, построенный в 1983—1986 гг., представляет собой смешение красок и листвы, ярких цветов и криволинейных очертаний стволов и стен. Все окна в нем разные по размеру, фасад расчерчен неравными криволинейными квадратами, стены отделаны разноцветной глазурованной плиткой. Деревья и трава в этом доме растут не только на крышах и выступах фасада, но даже в комнатах.
Свободу Хундертвассер считал одной из основополагающих ценностей бытия (в немецких концлагерях погибли многие его родные). Он был уверен, что человек среди типовых серых зданий-коробок страдает духовно и физически. Единение с природой — вот путь исцеления человечества.
С 2010 г. постройка по совместному проекту Хундертвассера и архитектора Йозефа Кравины официально называется Дом Хундертвассера—Кравины. Однако молва связывает его в первую очередь с именем прославленного творца. Сам Хундертвассер считал это здание одной из вершин своего творчества и даже не взял гонорар за проект, заявив, что счастлив уже тем фактом, что на этом месте в его родном городе не было построено что-нибудь отвратительное.
Архитектор был убежден, что человечество задолжало природе и жить рядом с ней гораздо здоровее, нежели в окружении пластика и бетона. Этот призыв несут его сооружения социального назначения: школы, лечебницы, жилые дома.
Один из промышленных проектов архитектора — мусоросжигательный завод Шпиттелау. Сжигание отходов противоречило убеждениям Хундертвассера — он считал, что все излишки человеческой деятельности нужно перерабатывать вторично. Только после того как власти Вены пообещали, что дым, выделяющийся в процессе переработки, будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло пойдет на отопление жилых домов, архитектор дал согласие на работу над проектом.
Усилия городских властей окупились сполна. Здание завода, созданное Хундертвассером, стало одной из местных достопримечательностей. Оно напоминает сказочный дворец с пестрыми стенами, трубой цвета небесной лазури, золотисто-зеркальными куполами — очистительными фильтрами — и обилием зелени в нишах и на поверхностях фасада и крыш. Хундертвассер в очередной раз доказал, что уродливая промышленная застройка не неизбежность, но свободный выбор ее владельцев.
Стены домов Хундертвассер в своих манифестах объявлял основой для окон — мостов во внешнее пространство — и называл их «третьей кожей» человека, призывая относиться к ним с особым вниманием. «Лекарем» безликой типовой архитектуры он был замечательным. Промышленные сооружения и типовые постройки Хундертвассер переоборудовал в фантазийные арт-объекты.
Двенадцатиэтажный жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадте был построен в 2000 г. Он считается одним из самых необычных зданий в мире. Любимая форма Хундертвассера — спираль — в этом проекте обернулась хвостом дракона вокруг уютного, почти интимного внутреннего дворика. Цветные стены плавными линиями- уступами, как наростами коры, вытягиваются к зеленой поверхности крыши, где цветут живые цветы и растут настоящие деревья. Среди них на крыше разместились ресторан и кафе. Каждое из окон этого дома уникально по форме и размеру. В здании проектом предусмотрены парковка и аптека, магазин и фантазийная детская площадка. Интерьер каждой квартиры также разработан в соответствии с концепцией сооружения вплоть до выключателя на стене, пестрой зеркальной плитки в санузле и дверной ручки.
Художественный музей Хундертвассера в Абенсберге также соответствует концепции архитектора. Как не вспомнить при виде этих пестрых, угловато-пластичных форм детский стишок про скрюченный домишко или поделки малышей из пластилина? Это, пожалуй, один из наиболее близких к творениям Гауди проектов. Сквозь стены будто прорастают ветви причудливых полудеревьев-полуживотных, аркады перетекают в коньки крыш, а внутреннее пространство будто приглашает к игре, к творчеству. Ведь музей в своей основе — организация, ориентированная на будущее.