Историзм в архитектуре

Викторианство — золотая эпоха архитектуры историзма, строительства, сводившегося к копированию зодчества прошлых времен. Наиболее популярной и живучей формой историзма стал готический — имитация стиля стрельчатых арок средневековых церквей. Неоготика мощно прокатилась по городам: в этом стиле строили не только церкви, но и ратуши, школы, железнодорожные станции и даже здания мануфактур и складов.

В XIX в. готическая архитектура — со всеми своими стрельчатыми арками, построенная в полном соответствии с конструкционной и визуальной логикой Средних веков, — получила второе рождение. Этим возвращением более «точной» версии готики мы в основном обязаны двум архитекторам — англичанину Огастэсу Уэлби Нортмору Пьюджину и французу Эжену Эммануэлю Виолле-ле-Дюку. Они совершенно по-разному воспринимали готику, но их общее влияние оказалось колоссальным.

А. У. Н. Пьюджин
А. У. Н. Пьюджин

Работа Пьюджина

А. У. Н. Пьюджин был католиком и более всего известен сооруженным совместно с Чарлзом Бэрри зданием Парламента в Лондоне. В 1836 г. он в одиночку взялся реформировать английскую архитектуру. Ключевая идея Пьюджина сводилась к тому, что готика представляла культуру средневековой христианской цивилизации не в пример лучше, чем современное ему зодчество. И вот в 1836 г. он издал книгу под названием, суммирующим его точку зрения: «Противопоставления, или Сравнение благородных сооружений XIV и XV веков и сходных зданий современности; Обозрение падения вкусов в наши дни».

Парламент Лондона
Парламент Лондона

В «Противопоставлениях» изображения идеализированных средневековых городов размещались рядом с картинами индустриального и архитектурного убожества XIX столетия. Викторианский работный дом, смахивающий на тюрьму, он противопоставил, к примеру, средневековому монастырю, где бедняки находили приют и заботу. Вслед за «Противопоставлениями» Пьюджин выпустил следующую книгу — «Подлинные принципы стрельчатой, или христианской, архитектуры» (1841).

Вместе эти работы выражали единое представление: необходимо возродить готику — а заодно, желательно, и католицизм — и разом улучшить положение дел в обществе, нравственности и архитектуре.

Пьюджин спроектировал потрясающие готические церкви с убранством в средневековом стиле. Среди лучших примеров — церковь Св. Эгидия в Чидле, украшенная витражами и росписями, она сияет, как шкатулка с драгоценностями. Восхитились даже англикане. Тогда же и англиканская церковь (и ее североамериканская пара — Епископальная церковь) тоже начала обращаться к средневековым ценностям и эстетике. Оксфордское движение оказалось благотворным для этих тенденций — оно пыталось вернуть англиканские церкви к чему-то похожему на их былое готическое величие. Джон Раскин, большой поклонник готики, тоже внес свою лепту в развитие стиля.

церковь Св. Эгидия в Чидле
Церковь Св. Эгидия в Чидле

Виолле-ле-Дюк

Тем временем во Франции другой великий писатель и архитектор, Виолле-ле-Дюк, тоже вкладывался в возрождение готики.

Наиболее влиятельная его работа — «Entretiens sur l»Architecture» («Очерки архитектуры») — появилась в двух томах в 1862–1872 гг. Виолле расставлял акценты не так, как Пьюджин: он считал, что именно устройство готического храма — пилястры, нервюрные своды, контрфорсы — непревзойденно логично для строительства и может быть приспособлено под современные материалы вроде чугуна.

«При сравнении архитектурных работ века текущего с таковыми Средних веков чудесное превосходство последних не может не поражать любого внимательного наблюдателя»  Огастэс Уэлби Нортмор Пьюджин (1812-1851), английский архитектор и теоретик архитектуры. Из книги «Противопоставления» (1836)

В результате в континентальной Европе, Британии и Северной Америке произошло единое возрождение готики. В этом стиле активно строили множество церквей, утоляя потребности растущего населения, восстанавливали старые храмы, а также возводили самые разнообразные светские здания — от судов до вокзалов. Ведущие архитекторы приспособились к готике, и это мощное художественное движение преобразило города от Филадельфии до Парижа.

Разнообразный историзм

Сооружения, возводимые этими архитекторами, выглядели очень по-разному. Некоторые предпочитали изощренность английской готики XIV в., другие обращались к более ранним, простым образцам стиля, к его истокам во Франции XIII в. Некоторые пережили влияние венецианской готики, которую энергично восхвалял Раскин. Были и такие, кто перерабатывал стиль в неожиданных новых направлениях, немыслимых для средневековых зодчих. Но какой бы стиль готики ни выбирали, шпили их церквей и башни их ратуш и складов преобразили и городской, и сельский пейзажи.

Джон Раскин
Джон Раскин

Оксфордское движение

В 1830-х гг. многие оксфордские теологи начали громко протестовать против двух потенциальных угроз англиканской церкви — роста либерализма и развития науки, ставивших под сомнение даже такие фундаментальные догматы, как библейская история создания мира. Они опубликовали несколько трактатов со своими представлениями (отсюда другое название этого течения — трактарианство) и ратовали за Церковь, в сердце которой — духовность и религиозный ритуал.

Параллельное движение, возникшее в Кембридже, сначала известное как Кембриджское Кэмденское общество, а позднее — Экклезиологическое общество, решительно вмешалось в архитектуру, разработав несколько брошюр с прямыми указаниями по строительству церквей. Особенно они рекомендовали отчетливое отделение алтарной части от нефа и более активное украшение алтаря по сравнению с нефом — для усиления сосредоточенности помещения на высоком алтаре. Кроме того, необходима была ризница для священника и крыльцо перед входом. Георгианский стиль с его галереями не одобрялся, готика же считалась наиболее подходящей. Эти рекомендации англиканским церквям очень походили на пьюджиновские для католических, и вместе они серьезно повлияли на устройство новых храмов и реставрацию старых.

Другой историзм

Хотя готика (справа) и была наиболее широко возрождаемым стилем XIX в., заново изобретали и другие былые стили. Некоторые считали раннесредневековую романскую архитектуру с ее круглыми арками не менее подходящей для церковного строительства, чем готику. Ее возрождали и в Британии, и в Германии, где она стала известна под названием Rundebogenstil (циркульно-арочный стиль). Просторные сельские дома строили во всех видах — от готики до классики, однако стиль, имитирующий громоздкие формы шотландской средневековой архитектуры, так называемый баронский стиль, приобрел особую популярность.

В том же столетии произошло и «тюдоровское возрождение», в архитектуре которого часто встречаются деревянные обрамления фронтонов; позднее этот стиль получил название «староанглийского». Эту волну стилевых возрождений поддерживали множественные исследования архитектуры прошлого, публиковавшиеся в виде книг, богато иллюстрированных гравюрами.




Поделиться ссылкой