Ордеры в архитектуре

Примерно в VI в. до н. э. архитекторы и каменщики Древней Греции разработали систему композиционных правил и норм, пригодную для возведения любого здания с колоннами. Эти нормы позднее станут называться ордерами и сильно повлияют не только на зодчество Древней Греции и Рима, но и — позднее — на европейское, американское и другие.

Ордер
Ордер

Ордеры проще всего распознать по колоннам и особенно по их капителям — венчающим их деталям. Существует три греческих ордера: дорический — с простой капителью, ионический — с капителью из завитков-волют, и коринфский — его капитель украшена листьями растения акант. Сначала придумали простой дорический ордер, и некоторые исследователи считают, что его конструкция, столь широко применявшаяся греческими каменщиками, восходит еще к деревянным постройкам. Дорические храмы — например, храм Геры в Олимпии — относятся примерно к 590-м гг. до н. э. Ионические возникли вскоре после, а вот самые ранние коринфские колонны — в V в. до н. э.

К этим трем ордерам римляне добавили два своих — простой тосканский и изысканный композитный, соединяющий в себе завитки ионического ордера и листья аканта коринфского.

Антаблемент и пропорции

Ордер — это не только просто колонны с капителями: то, что колонна поддерживает, — тоже часть ордера. Над колонной располагается балочное перекрытие, состоящее из трех горизонтальных частей. Первая — архитрав, обычно простой, без изысков, над ним — фриз, иногда скульптурно украшенный, а сверху размещается лепной карниз, отделяющий горизонтальную часть ордера от кровли или щипца. Вместе эти три части называются антаблементом.

Важное свойство ордеров — пропорции. Высота колонны, к примеру, должна определенным образом соотноситься с ее диаметром, иначе колонна будет смотреться либо слишком длинной и тощей, либо слишком короткой и толстой. Высота классической дорической колонны обычно в 4–6 раз больше ее диаметра у основания (колонны слегка утоньшались кверху). Существовали также параметры расчета глубины антаблемента относительно диаметра колонны и так далее.

«Таким образом, при изобретении двух различных видов колонн они подражали в одном из них, дорическом, неукрашенной и голой мужской красоте, а в другом, ионическом, — утонченности женщин, их украшениям и соразмерности... Третий же ордер, называющийся коринфским, подражает девичьей стройности»  Витрувий (около 80-70 до н. э. — около 15 до н. э.), «Об архитектуре», книга IV, глава I

Набор основных правил

Таким образом, ордеры дали архитекторам полный набор правил планирования и возведения сооружений на основе колонн. Греки преимущественно строили храмы, памятники и другие важные общественные здания. Римляне расширили применение ордеров и использовали их при постройке различных других сооружений — от базилик до терм, но все равно придерживались заданных норм проектирования.

Однако ордеры все-таки лишь задавали основные правила, а строители и архитекторы применяли их по-разному: завитки на капителях в разных ионических храмах различались очертаниями, один архитектор трактовал форму листьев аканта на коринфской капители не так, как другой. Даже простой дорический ордер мог довольно сильно варьировать в пропорциях.

Итак, архитекторы Древней Греции и Рима развили систему архитектурных решений и пропорций, которые можно было творчески видоизменять и использовать при постройке самых разных общественных зданий. Система эта оказалась очень практичной — здания, построенные в этом стиле, мгновенно узнаваемы и по сей день.

Происхождение ордеров

Вероятно, ордеры развились из зодческих методов, применявшихся в плотницком деле до того, как греки научились строить из камня.

В дорическом ордере, к примеру, есть элемент, называемый модильоном (мутулом); он похож на конец деревянной балки, торчащий из антаблемента. Сходства с деревянным изделием ему прибавляют резные детали, именуемые гуттами; они похожи на шканты, применявшиеся плотниками до появления гвоздей. Витрувий, много чего написавший об ордерах, говорил: «...обтесывают и вырезают мутулы на каменных и мраморных постройках покатыми, в подражание стропилам».

Возможно также, что на ранних древнегреческих строителей повлияла и египетская архитектура. Колонны некоторых египетских храмов — например, святилище Анубиса в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри — во многом похожи на дорические.

Непреходящее влияние

Откуда бы ни происходила система ордеров, она получила широчайшее распространение. Архитекторы итальянского Возрождения, английские палладианцы XVII в., неоклассические архитекторы XVIII и XIX вв. по всему миру обращались к греческим ордерам. Ордеры — самое долгоживущее изобретение в истории архитектуры: некоторые современные неоклассицисты применяют их и поныне.

Витрувий и ордеры

Римский ученый-энциклопедист Витрувий создал своего рода учебник «De architectura» («Об архитектуре») в I в. до н. э. Этот практический трактат в десяти книгах, написанный для архитекторов, рассматривает многие аспекты строительства — от материалов и методов до специфических разновидностей зданий. Витрувий подробно останавливается на ордерах, разбирает их происхождение, пропорции, детали устройства и применение при сооружении, например, храмов. Памятно его описание трех греческих ордеров — дорического, ионического и коринфского — как красоты мужчины, женщины и девицы соответственно. Книга Витрувия, постоянно печатавшаяся и переводившаяся с эпохи Возрождения и далее, оказала колоссальное влияние на архитекторов, обращавшихся к восстановлению классического стиля в позднейшие века.

Витрувий
Римский ученый-энциклопедист Витрувий

Помимо описания ордеров Витрувий прославился и своим определением главных качеств, на которые должен ориентироваться архитектор, проектируя здание. Любая постройка, по мнению Витрувия, обязана быть прочна и долговечна (firmitas), полезна (utilitas) и красива (venustas). Архитекторы и по сей день, создавая свои проекты, не забывают об этих качествах.




Поделиться ссылкой