Особенности русской архитектуры

Русская церковная архитектура начинается вместе с утверждением в России христианства в конце X в. Приняв от греков веру, священнослужителей и все атрибуты для богослужения, русские одновременно позаимствовали у них и форму храмов. Наши предки приняли крещение в том веке, когда в Греции господствовал византийский стиль, поэтому древние русские храмы построены именно в этом стиле. Они были возведены в главнейших русских городах: Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире Суздальском и Москве.

Дмитровский собор во Владимире
Дмитровский собор во Владимире — пример здания в русско-греческом стиле

Киевские и новгородские храмы по плану напоминают византийские — прямоугольник с тремя алтарными полукружиями. Внутри зданий размещено по четыре столба, арки и купола. Но при большом сходстве между древнерусскими храмами и современными им греческими заметны и некоторые различия. В многокупольных греческих храмах купола ставились на особые столбы и располагались на различной высоте по сравнению с главным куполом, в то время как на Руси все купола размещались на одном уровне. Окна в византийских храмах были большими и часто расположенными, а в русских — маленькими и немногочисленными. Двери в византийских храмах были сверху прямыми, в русских — полукруглыми. В больших греческих храмах иногда устраивалось по два притвора: внутренний, предназначенный для оглашенных и кающихся, и наружный, в виде крыльца, обставленный колоннами. В русских, даже больших, устраивалось по одной внутренней паперти небольшого размера. В греческих храмах колонны были обязательным атрибутом как снаружи, так и внутри, а в русских из-за отсутствия мрамора и камня колонн не было. Благодаря этим различиям некоторые специалисты русский стиль называют не просто византийским (греческим), а смешанным — русско-греческим. В новгородских храмах стены заканчивались вверху остроконечным щипцом, подобным щипцу на крыше деревенской избы.

Деревянные постройки являются древнейшими сооружениями на территории России. Главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем. Вершин своего развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере.

Каменные храмы в России были немногочисленными. Благодаря обилию лесов (особенно в северных частях России) преобладали деревянные церкви. В возведении этих храмов русскими мастерами было проявлено больше вкуса и самостоятельности, чем в постройке каменных. Форма и план старинных деревянных церквей представляли или квадрат, или продолговатый прямоугольник. Купола были круглыми или башнеобразными. Их количество и размеры также варьировались. Своеобразие русских куполов и их отличие от греческих заключается в том, что под крестом сооружалась особая главка, напоминавшая луковицу.

Московские храмы до XV в. обычно строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали церкви Киево-Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры. Но эти храмы не сохранились: они или погибли от времени, пожаров и татарских разрушений, или были перестроены на новый лад. Сохранились храмы, сооруженные после XV в. — периода освобождения от татарского ига и усиления Московского государства.

Начиная с царствования великого князя Ивана III (1462—1505 гг.), в Россию приглашали иностранных строителей и художников, которые при посредстве русских мастеров создали несколько исторических храмов по образцам древнерусских памятников церковного зодчества. Главнейшими из них являются Успенский собор в Московском Кремле, где совершались коронации русских государей (строитель — итальянец Аристотель Фиораванти), и Архангельский собор — усыпальница русских князей, возведенная итальянцем Алоизием. Постепенно русские строители выработали собственный национальный архитектурный стиль.

Церковь Преображения Господня на острове Кижи
Церковь Преображения Господня на острове Кижи, сруб которой возведен без единого гвоздя

Один из видов русской манеры носит название шатровой или столбовой. Построенный таким образом храм имеет вид нескольких соединенных церквей, из которых каждая имеет вид столба или шатра, увенчанного куполом и главкой.

Помимо массивности столбов и колонн в таком храме и большого количества главок в виде луковиц особенностями шатрового храма являются пестрота и разнообразие цветов его наружных и внутренних частей. Примером таких храмов являются церковь в селе Дьякове и храм Василия Блаженного в Москве. Время распространения шатровой разновидности русского стиля в России закончилось в XVII в. В последние десятилетия XIX в. началось возрождение столбового стиля, в котором созданы несколько церквей, например Троицкий храм Санкт-Петербургского «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» и храм Воскресения на месте убиения Царя-Освободителя.

Наряду с шатровым существуют и другие виды национального стиля. По плану постройки могут представлять собой удлиненный в вышину куб либо состоять из двух частей разной формы (четырехугольник снизу и восьмиугольник сверху — «восьмерик на четверике»), а также создаваться путем наслоения нескольких квадратных срубов, из которых каждый вышележащий уже нижележащего. В царствование императора Николая I для постройки военных церквей в Санкт-Петербурге архитектором К. Тоном был выработан стиль, получивший название тоновского, примером которого может служить церковь Благовещения в конногвардейском полку.

Архангельский собор и колокольня Ивана Великого в Москве
Архангельский собор и колокольня Ивана Великого в Москве

Из других западноевропейских стилей при постройке русских церквей нашел применение только стиль возрождения. Его черты усматриваются в двух главных соборах Санкт- Петербурга — Казанском и Исаакиевском.

В XVIII и XIX вв. большое распространение получили так называемые домовые церкви, устраиваемые во дворцах и имениях богатых людей, при учебных и правительственных учреждениях, а также богадельнях. Многие из таких церквей, будучи богато и художественно расписаны, сохранились до нашего времени и являются шедеврами русского искусства.




Поделиться ссылкой