Рококо в архитектуре

В истории зодчества рококо стал переходным стилем. Это была архитектура, лишенная пышности и торжественности своего предшественника — барокко. Изящные и причудливые формы морских раковин, которые легли в основу нового стиля, сообщили архитектуре и интерьеру особое очарование и пикантность.

Рококо — изящный завиток

Стиль рококо начал свой путь во Франции в XVIII столетии. Из всех стилей и направлений ему больше, чем другим, присущи изящные и причудливые формы. Это вполне объяснимо! Ведь своим появлением он обязан художественному вкусу королевского двора, утопавшего в роскоши и удовольствиях.

Название стиля произошло от французского слова «рокайль». Так во Франции называли украшения в виде грубых необработанных камней и раковин. Ими отделывали садовые гроты — небольшие углубления, где можно было укрыться от жары. Еще в XVI столетии мастеров, которые декорировали гроты, стали называть рокайлерами.

В отличие от своего предшественника — барокко, в архитектуре рококо не было стремления к грандиозным ансамблям и пышным, торжественным формам. Появились новые типы построек. Вместо величественных и помпезных сооружений XVII века стали строить городские дома и отели — небольшие особняки наподобие знаменитого отеля Субиз работы П. Деламера и Ж. Бофрана.

Китайский мостик в Царском Селе
Китайский мостик в Царском Селе

В наружном облике фасадов отелей сохранилась строгость дворцов XVII века. Но пропорции становились все более легкими, а внутренняя планировка сильно изменилась. Широкие и огромные парадные залы сменились уютными камерными помещениями.

Салон и будуар появились именно в эпоху рококо. Маленькие комнатки обильно украшались различного рода декором и орнаментом и напоминали беседку в саду. Это впечатление усиливалось за счет цвета комнаты — дизайнеры рококо предпочитали приглушенные, пастельные тона. Здесь можно было скрыться от посторонних глаз и поговорить о… любви, конечно. Кстати, цвета в эпоху рококо носили причудливые названия. Хотели бы вы, чтобы стены вашей комнаты были покрашены, например, в цвет «бедра взволнованной Венеры»? Только представьте!

Таким образом, в большей степени рококо отразился в дизайне интерьеров, где основным декоративным элементом стал рокайль — завиток. Этот стиль не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов. Но архитекторы, сполна пользуясь старыми приемами и не стесняя себя никакой традицией, достигали весьма привлекательного декоративного эффекта.

Германия и Австрия. Истинные поклонники изящного стиля

По странному стечению обстоятельств, во Франции, месте своего рождения, стиль рококо не стал ведущим в архитектуре и градостроительстве, как это случилось в других странах. Даже среди светских построек только одно из зданий Версальского дворцового комплекса — Малый Трианон, построенный Ж.-А. Габриэлем, — можно привести в пример. Черты стиля заметны в большей степени во внутреннем убранстве.

Малый Трианон. Версаль. Франция. XVIII в. Архитектор Ж.-А. Габриэль
Малый Трианон. Версаль. Франция. XVIII в. Архитектор Ж.-А. Габриэль

Зато в Германии и Австрии, а вслед за ними в странах Восточной Европы и России стиль буквально расцвел в середине XVIII столетия. Именно в Германии появились сооружения, которых высшее общество не знало раньше. Например, летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо. Особое значение приобрело искусство создания парковых ансамблей.

Уже в самом начале века австрийские архитекторы Ф. фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт, братья Циммерманн из Германии, итальянец Д. Мартинелли возводили по всей Европе дворцы и церкви. В них можно увидеть легкость и разнообразие декоративных эффектов. Конструкции этих построек были основаны на вытянутых в высоту кривых линиях, что сообщало зданиям причудливый и изящный облик. Таковы церкви Яна Непомуцкого в Праге и Святого Карла в Вене.

Архитектурные пристрастия Елизаветы

В России стиль рококо расцвел во времена царствования Елизаветы Петровны. По этой причине в историю искусства этот период вошел под названием елизаветинского рококо.

Елизавета, будучи интеллектуальной и остроумной женщиной с веселым нравом, всячески поощряла искусство и, как говорят историки, «привила России вкус». В период ее правления во дворе часто проводились маскарады, балы и другие развлекательные мероприятия.

Рокайль очень нравился императрице, поэтому причудливый орнамент использовался практически во всем: от оформления царского дворца до росписи сервизов. Но больше всего елизаветинское рококо проявилось, конечно же, в архитектуре.

Рокайль стал основным элементом в орнаменте стиля рококо. Изначально рокайлями называли детали, украшающие гроты и имитирующие природные элементы, такие как морские раковины или камни. Впоследствии этим термином стали обозначать все изгибающиеся и необычные формы, напоминающие раковину или неровную жемчужину

Широкие строительные работы, развернувшиеся в Петербурге при Елизавете Петровне, означали, что Петербург из города-крепости, города-порта превращается в город дворцовых сооружений. В них должна была отразиться не только пышность русского придворного быта, но и могущество русского государства.

В России представителем стиля рококо стал архитектор Антонио Ринальди. Он создал павильон Катальной горки в Ораниенбауме. Идея восходит к традиционному народному развлечению — катанию с ледяных горок. Но ораниенбаумская Катальная горка — это сложное сооружение, хотя и использовалось только по назначению. Также под Санкт-Петербургом сооружения в стиле рококо появились в Петергофе и Царском Селе.

Одним из величайших мастеров стиля был Франческо Растрелли. Гениальность зодчего состояла в том, что он сумел объединить в своих творениях многие формы и приемы. Тем самым он проложил путь дальнейшему развитию искусства русского барокко.

В середине XVIII столетия архитектурный стиль рококо подвергся резкой критике за манерность, излишнюю декоративность и вычурность. И архитектура вновь стала возвращаться к классическим, ясным, но одновременно торжественным формам.




Поделиться ссылкой