Буддийское искусство (около 600 г. до н. э.-700 г.)

Буддизм и его искусство существуют более 2500 лет. Около 600-500 гг. до н. э. индийские мастера начали создавать иконографию и символику буддизма, способствуя распространению учения. В течение 600 лет буддийские художники использовали идеи, заимствованные у римских авторов, на которых, в свою очередь, существенно повлияли древнегреческие образцы.

Буддийское искусство иллюстрировало историю Будды и толковало события из опыта духовного учителя и основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы. Религия распространялась из северных районов Индии через Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию. В раннем буддийском искусстве Будда не был представлен в человеческом облике. Его присутствие обозначалось символически, в виде цветка лотоса, отпечатка стопы, пустого трона или пространства под балдахином. Художники создавали стилизованные плоские изображения. Предполагалось, что, изучая образ, адепты приблизятся к более полному пониманию буддизма или даже сумеют достичь просветления.

Изображение покоя

Первые изображения Будды в человеческом облике появились в I веке в области Индии, известной как Гандхара. Тамошнее искусство пребывало под очевидным греческим и римским влиянием, поскольку Будду изображали зачастую с кудрявыми волосами, подобно римскому образу Аполлона. Одет он был в римскую тогу и носил римские украшения. Постепенно, усвоив живой реалистичный повествовательный стиль римского искусства, художники объединили его с символизмом раннего периода, в результате чего родился более индивидуальный стиль.

В других частях Индии художники создавали свои собственные стили и интерпретации образа Будды. Искусство Гандхары оказало влияние на скульптуру Матхуры, города на севере Индии, а далее эти идеи проникли в Китай, Корею и Японию. Мастера Матхуры иначе интерпретировали образ Будды: его тело было округлым, словно переполненным священной энергией (праной), а левое плечо покрывал плащ.

В Южной Индии Будду изображали с покрытым правым плечом и с очень серьезным выражением лица — этот стиль характерен для Шри-Ланки. Постепенно образ Будды стал одним из самых популярных в буддизме; хотя первоначальные аллегорические символы продолжали оставаться важной частью изобразительного искусства, но они перестали быть основными. На всех изображениях выражение лица Будды безмятежно, а руки сложены в символическом жесте; волосы завязаны в пучок на макушке, а одежды, все еще напоминавшие древнеримскую тогу, постепенно приобретали более традиционные индийские черты.

Скульптура Гандхары Будда
Скульптура Гандхары Будда

Религиозное наставление

Как прочие религиозные искусства, буддийское было инструментом духовного наставления, должно было концентрировать внимание адепта и обучать основам доктрины. Кроме того, буддийское искусство способствовало развитию навыка медитации. Адепт концентрировался на объекте искусства и созерцал его сложную символику. В процессе созерцания буддисты стремились пережить духовное пробуждение.

В течение последующих столетий возникла новая форма буддизма, в которой было уже гораздо больше богов и замысловатых ритуалов. Абсолютно новая группа божеств изображалась в том же стиле, что Будда и его символика. Сначала никаких правил и традиций не существовало, но со временем стали появляться узнаваемые элементы, которые постепенно обрели ключевое значение. Важно, что эти элементы постоянно повторялись и люди узнавали их, поскольку основная идея буддийского искусства состояла в том, чтобы как можно более ясно передать сюжет и его смысл. Когда человек понимает, на что именно он смотрит, это способствует пробуждению и укреплению веры.

Просветленные существа

Бодхисаттвы — это просветленные личности, или «мудрецы», которые сами готовы стать Буддой и помогать другим в достижении этой цели. Слово «бодхисаттва» происходит от санскритских «бодхи» (просветление) и «саттва» (существо, сущность). Будда способен к безграничному состраданию и бесконечно мудр, а бодхисаттва в состоянии вынести любые страдания, чтобы помочь другим живым существам. С ранних времен, даже когда все было уже канонизировано, художники привносили собственные интерпретации в образы бодхисаттв. Их изображали юными прекрасными богоподобными созданиями, одетыми в роскошные ткани, в чудесных украшениях, счастливыми и безмятежными, в расслабленных позах.

Бодхисаттвы
Бодхисаттвы
«Мысль, превращенная в действие, более важна, чем мысль, существующая сама по себе» Будда

По мере того как буддизм, а вместе с ним различные художественные стили и интерпретации Будды, распространялись по Азии, из одних культур в другие проникали разнообразные символы. Некоторые аспекты радикально различались, в то время как другие были почти идентичны. Цвет и положение рук — вот два символических элемента, вошедших в художественную традицию различных стран. Глаза символизируют мудрость, цветок лотоса — духовный рост, свастика приносит удачу и процветание, балдахин означает защиту, а «колесо закона» представляет собой учение Будды и путь к просветлению. Цвет также имеет универсальный смысл в буддийском искусстве: пять цветов — белый, желтый, красный, синий и зеленый — сопровождают духовную трансформацию медитирующего адепта, поэтому они присутствуют в искусстве разных стран. Каждый обладает собственным значением. Синий, к примеру, означает покой и мудрость, белый — знание и учение, зеленый — энергию и действие.

Империя Гуптов

Период правления Гуптов, продолжавшийся в Северной Индии с IV по VI столетие, иногда называют золотым веком. Это было время изобретений и научных открытий, развития техники, литературы, математики, астрономии, философии и искусства. Основой империи служила классическая цивилизация, в ней царили мир и процветание.

Художники создавали множество произведений искусства, изобретая собственный «идеальный образ» Будды, который объединил в себе опыт Гандхары и Матхуры. У Будды времен Гуптов волосы завивались кудрями, а веки были опущены. Будда Гуптов стал архетипом для будущих поколений художников по всей Азии.

Медитирующий Будда (IV–VI вв.)
Медитирующий Будда (IV–VI вв.)

Идеальные пропорции

Независимо от стиля, образ Будды всегда являет образец гармонии и безмятежности. Это достигалось соблюдением физических пропорций, которым следовали все художники. Независимо от размера, каждое изображение Будды соответствовало этим пропорциям. В буддийском искусстве считалось, что идеальные пропорции представляют одно из десяти проявлений, или совершенных качеств, Будды.




Поделиться ссылкой